Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Спам (расслыка по эл. Почте)
Мы хотим сделать единоразовую рекламную рассылку п на эл. адреса. Рассылка будет содержать рекламный текст и ссылку на рекламируемый сайт.
- Согласия, кому рассылаем, нет, данные отправля доступны всем пользователям сети интернет.
Вопрос: Какие риски, или возможно получить рекомендации как сделать рассылку и избежать нарушения закона о спаме.
- На консультацию.docx
Здравствуйте Ирина, поскольку предварительного согласия на рассылку получателю информации нет, то получатель информации вправе обратиться в органы МВД РФ с заявлением на несанкционированное использование Вами его персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ).
ДОбрый день.
Согласно ст. 10 № 149-ФЗ
ВЫ обязаны:
идентифицировать себя в распространяемой информации
Предоставить лицу, которое ее получит, возможность отказаться от такой информации в дальнейшем
Добавлю.
Что Ваше сообщение носит рекламный характер.
С учетом этого ст. 18 закона о рекламе устанавливает необходимость обязательно получить согасие абонентов на получение Вашего сообщения.
Предлагаю Вам также получить согласие обладателя иформации, которую ВЫ используете, на то, чтобы указывать его в качестве источника такой информации. А такж по первому требованию абонента предоставить ему возможность отказа от вашей рассылки, а не только Новостей (как указано в Вашем рекламном сообщении)
Ответственность еще тогда может быть — ст. 14.3. КоАП, а также гражданская ответственность (моральный вред)
В России Федеральный закон О рекламе в ч. 1 ст. 18 допускает распространение рекламы по сетям электросвязи только при условии предварительного согласия адресата на получение рекламы. Федеральная антимонопольная служба России в письме от 19.05.2006 г. АК/7654 разъяснила, что под сетями электросвязи можно понимать, в том числе, сети связи Интернет.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона О рекламе по умолчанию предполагается что предварительного согласия адресата нет, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Нарушение указанных норм, влечёт за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Ирина, здравствуйте.
Барсукова В. Сп@му net? // Конкуренция и право. 2011. N 6. С. 51 — 55.
(извлечение)Вопросы привлечения к ответственности
Нарушение требований к распространению рекламы по электронным каналам связи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Согласно п. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ст. 18 несет рекламораспространитель. При этом под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Отметим, что распространение спама осуществляют, как правило, роботы-автоматы, что делает практически невозможным установление рекламораспространителя в целях привлечения его к ответственности и пресечения нарушения. Кроме того, специальное программное обеспечение предоставляет возможность дистанционно использовать чужие компьютеры для рассылки спама без ведома их пользователей. В большинстве случаев удается лишь отследить сайт почтового провайдера, с которого было отправлено письмо <1>.
--------------------------------
<1> Федан М. Сетевой беспредел // ЭЖ-Юрист. 2008. N 14.
Так, в 2008 г. Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы России отказало потребителю услуг электронного почтового сервиса в возбуждении дела в отношении распространителей рекламы, рассылаемой по электронной почте, в связи с невозможностью выявить распространителей электронной рекламы <1>.
--------------------------------
<1> По данным сайта ФАС России: http:// www.fas.gov.ru/ fas-inpress/ fas-in-press_ 18405.html.
Таким образом, компьютерные технологии шагают далеко впереди правовых конструкций. Спам продолжает распространяться и наносить ущерб пользователям, а пресечь действия спамеров зачастую невозможно.
Даже если рекламораспространитель будет установлен, то размер штрафа за нарушение ст. 18 Закона о рекламе может не стать серьезным демотиватором к распространению спама, поскольку обороты рынка спама растут и прибыль от распространения спама может существенно превысить размеры административного штрафа.
Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматривает антимонопольный орган.
Согласно ст. 33 Закона о рекламе в случае обнаружения нарушений законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения, предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе, применять меры ответственности, предусмотренные Кодексом об административных нарушениях РФ.
Впервые к административной ответственности за рассылку спама антимонопольный орган привлек рекламораспространителя в 2008 г. За нарушение ст. 18 Закона о рекламе был привлечен предприниматель К. Гуреев. Поводом для возбуждения дела стало заявление директора пермской веб-студии «Жанр» В. Кошина о том, что на его почтовые адреса регулярно приходила реклама багетной мастерской и услуг по организации массовых рассылок. Административный штраф нарушителя составил 5 тыс. рублей.
После 2008 г. антимонопольный орган продолжил рассматривать дела о рассылке спама (Постановления 17 ААС от 25 октября 2010 г. N 17АП-9162/2010-АК, 19 ААС от 20 февраля 2009 г. по делу N А64-6021/08-15 и проч.).
ФАС России, видимо, в настоящий момент не представляется существенной угрозой для спамеров, которые активно продолжают рассылку массовых рекламных электронных сообщений в нарушение ст. 18 Закона о рекламе.Уголовной ответственности за распространение спама (если действия по его распространению не содержат признаков иных преступлений) в настоящий момент не установлено. Отдельные исследователи считают возможным привлекать спамеров по ст. 274 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» <1>, однако известной практики привлечения к уголовной ответственности за рассылку спама по ст. 274 УК РФ нет. В Государственной Думе РФ готовился законопроект, предполагающий введение уголовной ответственности за рассылку спама. Соответствующих изменений в УК РФ так и не внесено.
--------------------------------
<1> Дашян М.С. Алогизм спама // Право и политика. 2004. N 9.
Внесение законодательных изменений по борьбе со спамом доказали свою эффективность. Следствием принятия австралийского антиспамового закона стало его существенное сокращение. Ранее Австралия входила в первую десятку стран — лидеров спама. После принятия закона Австралия вышла из этой десятки.Гражданско-правовая ответственность лица, распространившего спам, путем предъявления заинтересованным лицом исков о возмещении убытков, компенсации морального вреда и проч. теоретически возможна, однако вопрос привлечения к ответственности в очередной раз упирается в поиск спамера.
Трудности в привлечении спамера к ответственности сводятся к техническим проблемам: необходимо обнаружить ящик, с которого отправлялись сообщения, и затем установить лицо, непосредственно рассылавшее спам или запустившее программу рассылки <1>.
--------------------------------
<1> Дорский А.Ю. Практика применения Закона «О рекламе» в 2008 г. // Реклама и право. 2009. N 1.
Кроме того, важным вопросом, решаемым в ходе определения возможности привлечения к ответственности спамера, является вопрос юрисдикции, а именно возможности привлечения лица к ответственности, если спам рассылается с иностранного домена, через иностранного провайдера и проч. Посредством «игры с юрисдикцией» спамеры могут уходить от ответственности за нелегальные действия по рассылке спама.
Вопрос: Существует ли в России ответственность за распространение спама в Интернете в виде рекламы, получение которой пользователь не заказывал на свой электронный адрес в данной сети, а распространитель рекламы известен?
Ответ: Да, в России существует ответственность за распространение спама в Интернете.
Обоснование: Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) дает определение рекламы. Таковой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В п. 4 названной статьи установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается переданной без предварительного согласия последних, если ее распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Отправитель рекламы обязан немедленно прекратить ее распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Сеть Интернет относится к средствам электросвязи (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 N 17АП-5887/2008-АК, п. 2 письма ФАС РФ от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»).
В соответствии с ч. ч. 1 и 7 ст. 38 Закона N 38-ФЗ нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой гражданско-правовую, административную и иные виды ответственности.
Нарушители по рассматриваемым правонарушениям привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ.
Часть 2 ст. 38 Закона N 38-ФЗ указывает, какие меры могут принять лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы. Такие лица вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о:
— возмещении убытков (включая упущенную выгоду);
— возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
— компенсации морального вреда;
— публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы).
Данный вывод подтверждается Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 N 17АП-9162/2010-АК, от 03.09.2008 N 17АП-5887/2008-АК, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А64-6021/08-15.
Т.И.Луканина
Юрист
ООО «Центр семейного права»
Подписано в печать 15.03.2011
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Луканина Т.И. Вопрос-ответ // СПС КонсультантПлюс. 2011.
Ирина,
а Вы попробуйте так (с известной долей юмора).
Направьте адресатам предварительное сообщение:
- «Уважаемый Х., наша компания желала бы выслать Вам рекламные материалы о современнейших… Однако, без Вашего предварительного согласия мы не можем это сделать.
- Убедительно просим сообщить, если Вы имеете возражения против направления Вам данной информации.
- Если Вы не возражаете, мы вышлем Вам данную информацию такого-то числа такого-то месяца.
Ну, вот, вроде и соблюли закон :)) Они же не возражают, так? :))
Только не забудьте себя идентифицировать во избежание нарушения закона.
Дополню свой ответ: в первую очередь Вам необходимо правомерно получить базу персональных данных или запросить согласие у каждого получателя рассылки на такую рассылку.
Затем составить текст рассылки с учетом всех норм права.