Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В какой момент и в какой мере должна быть обеспечена мореходность?
Судоходная компания «Балтийский ветер» заключила договор морской перевозки на условиях чартера с ООО «Ренессанс-Вкус». Погрузка на судно отправляемого груза значительно затянулась. Полностью груз разместить не удалось и в период контрсталии. «Балтийский ветер» направил ООО «Ренессанс-Вкус» уведомление о расторжении договора, взыскании убытков, а также демереджа в размере, обозначенном в уведомлении «разумным». Свое решение перевозчик объяснял необходимостью незамедлительной отправки судна.
Со своей стороны, фрахтователь утверждал, что он не смог своевременно разместить груз ввиду неготовности трюма судна для перевозки груза — кондитерских изделий из шоколада; в трюме после перевозки трески стоял характерный запах, что вынудило фрахтователя несколько раз прерывать погрузку. Кроме того, немореходность судна, по мнению фрахтователя, проявилась в том, что перевозчик в периоды сталийного и контрсталийного времени, а также по их завершении, вел сложные ремонтные работы с привлечением водолазов. Более того, остальные фрахтователи, хотя и загрузили грузы в зафрахтованные ими трюмы, также не уложились в контрсталийное время. В такой ситуации у перевозчика, как полагало ООО, отсутствуют основания как для требования о возмещении убытков, так и для взимания демереджа. ООО «Ренессанс- Вкус» предъявило перевозчику требование о взыскании убытков.
При рассмотрении спора в суде представитель судоходной компании заявил, что компания дважды провела дезодорацию трюма, зафрахтованного ответчиком. По мнению фрахтовщика, отличия от нормы были нераспознаваемы для обычного обоняния. Однако поскольку фрахтователь настаивал на том, что запах не устранен, перевозчик предложил ему самостоятельно оплатить соответствующие услуги, но тот отказался это делать. Что же касается взаимоотношений «Балтийского ветра» с другими фрахтователями, они не влияют, как полагал перевозчик, на правовую оценку исполнения обязательств фрахтователя.
Разберите доводы сторон. Каково юридическое содержание понятия «мореходное состояние судна» и чем определяется его правовой режим? В какой момент и в какой мере должна быть обеспечена мореходность? Кто прав в этом споре?
Здравствуйте, Катя!
1. В соответствии со ст. 124 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ
Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
Таким образом, понятие «мореходное состояние судна» означает годность судна (его корпуса, двигателя, оборудования) для целей, предусмотренных договором. Если судно зафрахтовано по чартеру для перевозки грузов, судовладелец обязан подготовить его к грузовым операциям. Готовность к таким операциям означает надлежащее состояние трюмов и других грузовых помещений судна (они должны быть чистыми, сухими, без постороннего запаха и т.п.), подтвержденное соответствующими сертификатами, наличие на судне погрузочных и разгрузочных механизмов и т.д.
В данной ситуации, если судоходная компания «Балтийский ветер» предоставит акты о проведенной дважды дезодорации судна, то будет считаться что судно заблаговременно было приведено в «мореходное состояние» и доводы ООО «Ренессанс-Вкус» будут несостоятельными.
Что же касается сложных ремонтных работ с привлечением водолазов:
Перевозчик обязан привести судно в мореходное состояние «заблаговременно, до начала рейса». К моменту постановки под погрузку судно обычно не бывает полностью готово к выходу в рейс: на нем ведутся некоторые ремонтные работы, происходит снабжение и комплектование экипажем и т.д. Поэтому следует различать готовность судна к приему груза и полную готовность к выходу в рейс. Это различие приводится в п. 3.12 Общих правил перевозки грузов морем (РД 31.10.10-89): суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии: трюмы и другие помещения, предназначенные для перевозки груза, — очищены от остатков ранее перевозимых грузов и приведены в состояние, обеспечивающее перевозку и сохранность груза. К началу рейса (моменту выхода судна из порта) перевозчик должен обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым. Собственно момент выхода судна из порта можно определить как начало движения судна самостоятельно или с помощью буксиров при его отходе от причала или снятии с рейда.
Таким образом, ремонтные работы во время погрузки допускаются –они должны быть закончены к моменту выхода в рейс. Так что доводы ООО «Ренессанс-Вкус» и в этой части будут несостоятельными.
3. Что же касается взаимоотношений «Балтийского ветра» с другими фрахтователями, то перевозчик правильно полагал, что они не влияют на правовую оценку исполнения обязательств фрахтователя, так как значение в данном случае имеют только условия договора между «Балтийским ветром» и ООО «Ренессанс Вкус»