Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Вопрос следующий: на всей территории РФ каждое территориальное управление ФАС может проводить проверки
Добрый день. Вопрос следующий: на всей территории РФ каждое территориальное управление ФАС может проводить проверки, независимо друг от друга, и выносить решения в отношении одних и тех же лиц, по делу о нарушении антимонопольного законодательства?
Светлана, здравствуйте.
Территориальные органы ФАС осуществляют свою деятельность только на территории своего субъекта Российской Федерации (приказ ФАС России от 23.07.2015 N 649/15).
3. Территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее — территория региона) во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
Есть еще разграничение полномочий по предмету (см. указанный приказ, ссылка на него здесь: http://www.consultant.ru/docum...).
Таким образом, разные территориальные управления ФАС не вправе проводить независимые друг от друга проверки в отношении одних и тех же юридических лиц по одному и тому же основанию.
К тому согласно части 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение:
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Поэтому если один территориальный орган ФАС в пределах своей компетенции уже провел проверку в отношении юридического лица, другой территориальный орган такую проверку проводить не вправе.
Светлана, здравствуйте!
Проверки о нарушении антимонопольного законодательства осуществляются согласно Приказу ФАС России от 25.05.2012 N 340
3.7. Внеплановая проверка проводится антимонопольным органом на основании:
а) материалов, поступивших из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) сообщений и заявлений физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
По основаниям, указанным в подпунктах б) и д) настоящего пункта, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11
Закона о защите конкуренции.
3.38. Документарная проверка проводится по месту нахождения антимонопольного органа.
3.40. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица, месту осуществления деятельности проверяемого лица — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Т.е. проверки могут быть плановые и внеплановые.
При этом проверки могут проводиться по месту нахождения проверяемого лица, либо по месту нахождения территориального органа. Все зависит от вида проверки.
Важный нюанс в том, что проверки осуществляются до возбуждения дела.
Проверки также могут быть совместные, о чем выносится соответствующий приказ.
Согласно п.3.1.2 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации»
3.12. Заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, подаются:
— в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы;
— в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы.
т.е. проверка может быть осуществлена территориальным органом, либо ФАС России.
В силу приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 у каждого территориального органа соответственно своя компетенция, на своей территории.
может проводить проверки, независимо друг от друга, и выносить решения в отношении одних и тех же лиц,
Следует ответить так.
1. Да, может, если предмет, либо событие нарушения не одно и тоже.
2. Нет, не может, если событие одно и тоже.
Кроме того, раз речь идет о деле о нарушении антимонопольного законодательства, то применение КоАП РФ возможно только, если будут возбуждать дело об адм. правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства.
В противном случае имеет место быть общая ссылка на Конституцию РФ, где указано: в ч.1 ст. 50.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
В этом контексте следует разъяснить, что никто не может нести дважды ответственность за одно и тоже нарушение.
Вы вправе обжаловать решение ФАСа путем подачи заявления в суд, либо жалобы в вышестоящий орган.
Светлана, если у вас имеются вопросы по ответу, то напишите их. Мы обсудим все более подробно.
С уважением,
юрист Квон Дмитрий Викторович.
Спасибо за Ваш ответ. Речь в нашем случае идет о «картельном сговоре». Согласно устным комментариям представителя уфас, уже по новому определению об ограничении конкуренции, рассматриваются иные аукционы на предмет нарушения антимонопольного законодательства, и несмотря на то, что дело возбуждено в отношении одних и тех же лиц, и решение ранее уже было вынесено другим территориальным уфас (обжалуется в настоящий момент в Арбитражном суде), новое определение о назначении рассмотрения дела законно и обоснованно, с чем мы не согласны и намерены оспаривать.
Здравствуйте. В дополнение к уже высказанным мнениям, хотелось бы отметить следующее. В соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340
3.28. При проведении структурными подразделениями внеплановых проверок соблюдения требований, предусмотренных статьей 11 Закона о защите конкуренции, в состав инспекции, проводящей проверку, включается государственный гражданский служащий (служащие) Управления по борьбе с картелями ФАС России. При проведении указанных проверок в сфере государственного оборонного заказа в состав инспекции, проводящей проверку, включается государственный гражданский служащий (служащие) Контрольно-инспекционного управления в сфере ГОЗ ФАС России.
3.31. В случае проведения совместной проверки несколькими структурными подразделениями или структурным подразделением и территориальным органом издается единый приказ о проведении проверки.
То есть в целях установления правомерности действий конкретного структурного подразделения ФАС России необходимо выяснить соответствие содержания приказа о назначении проверки данным положениям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 28.01.2019 N 305-КГ18-17135, сам факт незаконного возбуждения соответствующей административной процедуры может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов обратившегося в суд лица, если привлечение этого лица к участию в административной процедуре произведено вопреки действующим правовым нормам и сопряжено с необоснованным нахождением такого лица под риском наступления неблагоприятных имущественных, организационных, репутационных и иных подобных последствий. Соответственно приказ управления может являться предметом самостоятельного оспаривания в суде и такое дело подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Cпасибо за ответ. Согласно устным комментариям представителя уфас, рассматриваются иные аукционы на предмет нарушения антимонопольного законодательства, и несмотря на то, что проверка проходит в отношении одних и тех же лиц, и решение ранее уже было вынесено другим территориальным уфас, новое определение о назначении рассмотрения дела законно и обосновано, с чем мы не согласны.
Определение о назначении дела вы, скорее всего, не сможете обжаловать (это процедурный документ), а вот приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства - вы вправе обжаловать в судебном порядке. Полагаю, что вам это и следует сделать.
В своем определении от 26.06.2019 № 119-ПЭК19 Верховный Суд Российской Федерации указал на возможность проверки судом приказа антимонопольного органа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
https://kad.arbitr.ru/Document...
При этом суд исходил из того, что такой приказ является правоприменительным актом, влияющим на объем прав и обязанностей лиц, связанных с участием в административной процедуре, в связи с чем он может быть проверен судом с точки зрения соблюдения публичным органом власти тех нормативных положений, которые являются обязательными для исключения сомнений в законности начатой административной процедуры.
Попробуйте данное обжалование. Удачи!