Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры
В штате предприятия, на условиях внешнего совместительства, работает медицинский работник имеющий соответствующий сертификат на проведение медицинских осмотров. Медицинские осмотры проводятся только для сотрудников предприятия. Нужно ли самой организации получать лицензию на проведение медицинских осмотров, если данный вид деятельности не является, в соответствии с Уставом предприятия, основным?
В нашей стране медицинская деятельность является лицензируемой (подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, «медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые)» отнесены к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Ни Закон N 196-ФЗ, ни Положение не содержат прямого ответа на вопрос; необходимо ли автотранспортной организации, проводящей медосмотры своих водителей, получать лицензию на осуществление медицинской деятельности?
Единственным документом ненормативного характера, указывающим на возможность привлечения сертифицированного медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, является письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. В нем приведены Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (далее — Методические рекомендации), утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России. Этот документ подробно описывает порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и требования к их проведению. Указанный порядок не отменен.
Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации или медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (подп. 1.2 п. 1 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств — приложение 2 к Методическим рекомендациям).
В соответствии с Методическими рекомендациями предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Подпунктом 1.4 п. 1 Типового положения установлено, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, или медицинским учреждением, имеющим лицензию.
С учетом изложенного организации достаточно принять на работу в штат медицинского работника, который вправе осуществлять предрейсовые медицинские осмотры. Этот работник должен иметь соответствующий сертификат (согласно номенклатуре «Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств»), подтверждающий прохождение курса специального обучения. В таком случае организации не требуется получать лицензию на медицинскую деятельность.
Указанной позиции придерживаются суды. Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 05.07.2007 N А12-2901/07 отказал в привлечении автотранспортной организации к ответственности, предусмотренной частью второй ст. 14.1 КоАП РФ (за осуществление медицинской деятельности без лицензии). Спор возник в 2007 г. Организация не являлась учреждением здравоохранения, и ее основной деятельностью являлось осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а предрейсовый осмотр водителей организации проводился штатным сотрудником (фельдшером), который имел соответствующий сертификат.
Суд, отказывая Управлению Росздравнадзора в привлечении организации к ответственности, в своем решении сослался на пункты 1.2, 1.4 Методических рекомендаций. В своем решении суд отметил, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. В данном процессе организация не являлась учреждением здравоохранения и ее основной деятельностью являлось осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Ещё одно подтверждение этой позиции содержится в ответе Л.В. Полежарова, зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России («Налоговый вестник», N 1, январь 2008 г.):
"…предрейсовые медицинские осмотры вправе проводить медицинские работники, зачисленные в штат организации и имеющие соответствующий сертификат (согласно номенклатуре «Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств»), или работники медицинских учреждений, имеющих лицензию на этот вид деятельности, на основании заключенных договоров с медицинскими учреждениями.
Но там не сказано, что организация, для которой этот вид деятельности является не основным, обязана иметь лицензию.