Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерно ли проведение Подрядчиком технического надзора (строительного контроля) у самих себя
Добрый день!
Наша компания выиграла тендер и выполняет работы по строительству станции водоочистки. Заказчик разместил документацию на проведение аукциона на проведение технического надзора (строительного контроля) для выбора исполнителя работ именно по нашему тендеру.
Разъясните, пожалуйста, имеет ли право наша организация проводить технический надзор (строительный контроль) у Подрядчика (то есть у самих себя). В аукционной документации Заказчик ссылается на, что функции технического надзора (строительного контроля) осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. В данном Постановлении написано, что Подрядчик имеет право осуществлять строительный контроль.
Обращаясь на Правовед, хотели бы получить квалифицированную консультацию по данному вопросу
Уважаемая Марина! Доброго! Т.е. получается именно Вы выиграли торги по каким-то строительно- монтажным работам по какому-то объекту и тот же Заказчик разместил государственный/муниципальный заказ на строительный/технический контроль?
Если так, то ссылку на конкурсную документацию можете разместить? Да и сам договор/контракт здесь тоже посмотреть явно не помешает.
В принципе ГК РФ это не запрещает (см. главу 37 ГК РФ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=04A733F177C4D37CDD3F115FD788B01C&base=LAW&n=300853&dst=4294967295&cacheid=6EAAB88D342A76CCFB97B0D5658E0426&mode=rubr&req=doc#1ws47xqzm32).
И если нет запрета в торговой документации — почему нет?
Хотя, конечно, УФАС вполне может задать вопросы.
Марина, добрый день! Согласно п. 3 Положения о проведении строительного контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468
Строительный контроль проводится:лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 53 ГрК РФ согласно которой
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Письме Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08
<По вопросам строительного контроля>. В нем в частности отмечено, что
В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.
Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
При этом, достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, конструкций и участков инженерных сетей, подлежащих закрытию, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.
Здравствуйте, Марина.
Полагаю, что не можете.
На этот счёт есть разъяснение Минстроя РФ (<Письмо> Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 <По вопросам строительного контроля>).
Минстрой указывает, что в соответствии со статьей 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг по контролю.
И делает вывод, что
В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.
Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
Т.е. Минстрой считает, что это противоречит самой сути контроля и Гражданскому кодексу РФ
Добрый день!
Для начала необходимо обратиться к ст. 53 ГрК РФ
так согласно ч. 2 указной статьи
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно п. 3. Постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
Таким образом, закон не запрещает возможность выполнения технического надзора непосредственно подрядчиком.
Кроме того, следует отметить, что это является распространённой практикой, так в условиях договора строительного подряда уже прописан технических надзор, что позволяет заказчику сэкономить деньги и требует заключения дополнительного договора со сторонней организацией.
Эта так же может быть выгодно и подрядчику, так как никто кроме него самого не осуществляет надзор за строительством.
Удачи Вам!
Здравствуйте,
На вопрос нет однозначного ответа, поскольку есть довольно старая судебная практика, в которой говорится что прямого запрета на проведение строительного контроля подрядчиком самостоятельно не предусмотрено.
В силу пункта 4 Положения функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Вместе с тем заказчик вправе на основании договора возложить функции строительного контроля на привлеченное физическое лицо или юридическое лицо, что и было осуществлено по рассматриваемому делу.
Действующее законодательство не содержит прямого указания на запрет осуществления строительного контроля субподрядчиком на основании договора. Суды правильно указали, что при заключении контракта от 22.11.2011 N 10 не допущено нарушений законодательства.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.06.2013 по делу N А45-25799/2012
Но также есть свежее письмо минстроя
Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
Письмо Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 По вопросам строительного контроля
Которое прямо отрицает такую возможность, но необходимо учитывать что
письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Письмо Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 По вопросам строительного контроля
Но и постановление ФАС ВСО также не является источником права… Скорее всего вам придётся искать истину только в суде, поскольку заранее узнать какую именно позицию примет суд который будет рассматривать ваше дело довольно проблематично.
Этой позиции также придерживаются и специалисты КонсультантПлюс: