Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Суброгация к не фактическому экспедитору
Здравствуйте!
Вопрос в следующем:
Грузоотправитель-собственник груза заключил договор транспортной экспедиции с Лицом 1 для перевозки груза из точки А в точку В. Лицо 1 (страхователь) заключило договор страхования груза с передачей страховой компании права на суброгацию. Выгодоприобретателем является грузоотправитель.Также Лицо 1 заключило договор транспортной экспедиции с Лицом 2 на перевозку вышеуказанного груза. В свою очередь, Лицо 2 заключило договор транспортной экспедиции с Лицом 3 в целях доставки названного груза.
Затем Лицо 3 направило своего водителя-экспедитора (назовем его "N") на принадлежащем Лицу 3 грузовом автомобиле к грузоотправителю. "N" по доверенности, выданной Лицом 1 получил груз от грузоотправителя, но исчез и до настоящего момента его судьба, как и судьба автомобиля - неизвестны.
Обращения в правоохранительные органы Лиц 1 и 2 ни к каким результатам не привели, уголовное дело не возбуждено.
Страховая компания выплатила грузоотправителю-выгодоприобретателю страховое возмещение по заявлению Лица 1 и, в порядке суброгации, предъявило иск к Лицу 2 в возмещение убытков, связанных со страховой выплатой.
В связи с этим, хотелось бы уточнить:
- к кому должен предъявляться подобный иск: к Лицу 1, которое является первоначальным экспедитором для грузоотправителя-выгодоприобретателя, к Лицу 2, или к Лицу 3, которое является фактическим перевозчиком утерянного груза?
- имеется ли возможность Лицу 2 аргументированно заменить себя на иного надлежащего ответчика?
Спасибо!
Николай, право требования возмещения выплат, произведенных страховой компанией грузоотправителю возникает у страховой компании в отношении лица 1, у которого в свою очередь (у лица 1) возникнет право регрессных требований к лицу 2 у лица 2 соответственно к лицу 3… Что остается делать лицу 2, пожалуй писать в отзыве на иск ссылку на договор экспедиции с лицом 3...
Николай, как Вы совершенно верно заметили, исходя из логики предыдущего ответа никакого смысла в страховании не было. Но это только потому, что ответ неверный.
Лицо 1 страховало риск своей ответственности, поэтому, разумеется, никаких требований к Лицу 1 страховщик предъявить не может.
Поскольку основания и порядок привлечения к ответственности экспедитора и перевозчика различаются, а также могут быть изменены в договоре, чтобы дать правильный ответ на Ваш вопрос, необходимо увидеть договоры Лица 2 с Лицом 1 и Лицом 3. Также, желательно, увидеть перевозочные документы, оформленные между указанными лицами (ТТН, транспортные накладные, экспедиторские расписки, путевые листы и т.д.), и документы, по которым определялась стоимость утраченного груза.
Правильно ли я понимаю, что страховая компания будет обращаться к своему же страхователю, т.е. к Лицу 1, которое застраховало груз в пользу грузоотправителя-выгодоприобретателя? Получается, что Лицо 1, пытаясь избежать выплат грузоотправителю за пропавший груз, страхуя его, всё равно сталкивается с необходимостью возмещения этих убытков, но только в пользу страховой компании, а не грузоотправителя?
Исходя из этой логики, у Лица 1 полностью отсутствовал смысл страхования и затрат на страховую премию. Думается, Лицу 1 было бы проще застраховать груз в пользу себя, выплатить грузоотправителю полученное от страховщика страховое возмещение, а не сталкиваться с необходимостью регресса к Лицу 2.