Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Подскажите, как правильно в этой ситуации поступить?
Добрый день. Ситуация такая: ИП Мациевский продал другому ИП душевую дверь по выставленному безнальному счету и безнальной оплатой. Когда дверь была доставлена клиенту (05.12.2023), она была передана без сопроводительных документов, т.к отвозил водитель и передал товар сразу клиенту, в присутствии клиента проверили на отсутствие дефектов, и устно договорились, что документы будут подписаны после установки. Товар был установлен клиенту, но технически дверь перестала клиента устраивать. 08.12.2023 ИП Мациевский получил претензию от клиента, в которой указывалось, что товар был с дефектом и был возвращен продавцу и требованием вернуть деньги. Но по факту дверь установлена у клиента в душевой.
Подскажите, как правильно в этой ситуации поступить? Вернуть деньги никто не отказывается, но возвращен товар не был и он уже после установки, а соответсвенно не новый будет.
- 4a7a0b69-98fe-426d-9efc-b2641b8dd6f9.jpeg
Алёна!
Полагаю, что сторонам данного договора надо искать компромисс, учитывая, что в случае возможного разбирательства дела в суде вопросы могут быть к обеим сторонам.
С одной стороны, покупатель — ИП Мациевский не в полной мере выполнил предусмотренные статьёй 513 Гражданского Кодекса РФ обязательства по приёмке поставленного товара, а именно:
2. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Можно предположить, что если получатель принял дверь и имел возможность сразу всё проверить, но не стал делать этого, а установил дверь, сам принял на себя риски, связанные с возможными разбирательствами по качеству товара в дальнейшем.
В статье 513 ГК РФ также сказано:
3. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Поэтому и при получении товара от транспортной компании — перевозчика получатель должен был всё внимательно проверить.
Если же у него не было возможности всё проверить сразу, недостатки могли быть выявлены только при установке, претензии надо адресовать больше поставщику и в этом случае возможно применение последствий, указанных в статье 475 ГК РФ:
1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Если такие недостатки являются существенными (что тем более должно было быть обнаружено получателем сразу), можно было бы ставить вопрос и о расторжении договора и возврате уплаченной за него суммы.
Коль скоро и поставщик не оспаривает наличие брака, и получатель должен признать нарушение им порядка приёмки товара, как вариант они могут договориться о соответственном уменьшении цены товара, а при невозможности дальнейшего использования двери получатель может вернуть её в фактическом состоянии, но получить от поставщика уменьшенную соответственно сумму денежных средств. Если не договорятся, придётся обращаться в суд, а там решение будет приниматься опять же с учётом условий заключённого ими договора и фактически совершённых (и не совершённых) ими действий по исполнению договора, вопросы есть к обоим.
Здравствуйте, Алена.
1. Следует разграничивать претензии клиента к ИП-продавцу и Вам.
2. Судя по предъявленной претензии ИП-продавец не знает/не может доказать, что непосредственным изготовителем душевой двери являетесь Вы, либо непосредственный клиент решил предъявить претензии непосредственно ИП-продавцу, а тот, не желая нести за это ответственность — пытается переложить ответственность на Вас.
3. Не соглашусь с коллегой Андреем о том, что на данный момент стоит искать компромисс, поскольку претензия содержит ряд изъянов:
— ИП Дьяченко не доказаны дефекты — не приложено никаких подтверждающих документов, нет даже описания дефектов.
— Факт передачи Вам дверей также не подтвержден никакими документами. Минимум — должен быть был составлен передаточный акт с указанием имеющихся дефектов.
Согласно ст. 65 АПК РФ — каждый должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается.
На данный момент, исходя из действий ИП Дьяченко можно сделать вывод о том, что он клиенту установил дверь, получил за это деньги, клиента все устраивает. Вместе с этим, он также хочет обогатиться и за Ваш счет, предъявляя подобную претензию, которая не содержит ни одного доказательства, а также — недостоверные сведения о передаче товара обратно.
В этом случае, я рекомендую дать ответ на претензию, где стоит затребовать подтверждение вышеуказанных мной обстоятельств.
Конечно, если говорить о том, что все описанные Вами сведения достоверны, то следует исходить из следующего:
Важно понимать, какой договор заключил ИП Дьяченко с клиентом. Например, если договор купли-продажи двери (товара), то, согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»:
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Дополню.
Соответственно, если клиенту будут возвращены деньги/уже возвращены, у ИП Дьяченко есть право требования возврата указанной двери ему, для дальнейшей передачи Вам.
У Вас, в правоотношениях между ИП применяются общие правила ст. 475 ГК РФ и там все трактуется — по другому.
Например, требование о возврате денег, замене товара может быть предъявлено, только
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков)
Пока ИП Дьяченко не доказано это, у него есть безусловное право требовать только
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
И то, при условии того, сможет ли он доказать заявленные им недостатки.
Вместе с тем, действительно, право на возврат товара ненадлежащего качества обратно у Вас есть, иначе — на стороне ИП Дьяченко возникнет неосновательное обогащение, поскольку, пусть дверь и ненадлежащего качества (возможно), но она имеет определенную стоимость даже и в этом случае. (ст. 1102 ГК РФ).
Поэтому, как я уже писал выше — рекомендую дать ответ на претензию и запросить подтверждение доводов ИП Дьяченко, а только после — принимать решение.
Вместе с тем, ответ на вопрос может кардинально поменяться, если ИП Дьяченко и является тем самым клиентом, о котором идет речь, а дверь была приобретена им для личных, семейных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В этом случае можно говорить о применении к Вашим правоотношениям Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым у ИП Дьяченко есть право требовать сразу замену товара или возврата денег. (ст. 18)
Вместе с тем, согласно этой же ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» у Вас, как у продавца, есть право требовать возврата товара с недостатками.
В этом случае, существо ответа остается тем же, но с дополнениями — поскольку Вы готовы вернуть деньги, но Вам необходимо забрать товар — дайте ответ на претензию и заявите там соответствующее требование.
От себя отмечу, что подобные действия потребителей — когда они получают товар, устанавливают его, а после он перестает их устраивать, и после они заявляют требование о возврате денег, пытаясь оставить сам товар у себя зачастую является отражением понятия «потребительский экстремизм».
Если Вам нужна профессиональная помощь юриста в написании ответа на претензию с правильным правовым обоснованием, что, несомненно, увеличит Ваши шансы на досудебное урегулирование спора, либо дополнительная консультация по Вашему вопросу, Вы можете обратиться ко мне в чат, за такой услугой на возмездной основе, нажав кнопку «Общаться в чате».
Насчёт мошенничества я бы не стал категорично утверждать, тут скорее гражданско-правовой спор, но и в таком случае не допускается злоупотребление своими правами и использование гражданских прав заведомо в ущерб интересам другой стороны. Продавец вправе требовать возврата некачественного товара, если готов вернуть деньги. Не получается договориться, надо обращаться в суд, в этом больше заинтересован получатель, продавец вправе требовать возврата двери и не выплачивать до этого деньги. особенно, если получатель утверждает, что вернул дверь — нужны письменные доказательства получения её обратно поставщиком.