Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как правильно аргументировать им свою позицию?
Здравствуйте!
Я декабре 2020 я арендовала у АТОЛ онлайн-кассу. Выбрала тариф на 1 месяц.
После этого я не пользовалась онлайн-кассой.
Атол выставлял мне в течение года счета-фактуры через ЭДО на аренду и хранение ККТ - около 200 руб. в месяц.
Сейчас я решила навести порядок и расторгнуть с ними договор. И АТОЛ выставил мне вдруг счет-фактуру на 17 000 за право пользования программы для ЭВМ Электронный чек за весь год.
Я как не читала внимательно оферту изначально и ориентировалась на то, что АТОЛ выставляет мне по 200 руб счета-фактуры и все время откладывала закрытие договора.
Я запросила у Атол оферту, действовавшую в декабре 2020, они мне ее не предоставили. Оферта, которая действует сейчас, во вложении.
Отсюда вопрос:
1. АТОЛ использует ЭДО, а я нет, я не подписала ни одной счет-фактуры и акта оказанных услуг, и не получала их, и не пользовалась сервисом. Должна ли я АТОЛу?
2. Как правильно аргументировать им свою позицию?
Здравствуйте, Алиса!
Договора подобного рода называются в гражданском законодательстве договорами присоединения. Согласно пункту 1 статьи 428 Гражданского кодекса РФ,
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Отличительная черта таких договоров — это ограниченные, если не полностью отсутствующие, возможности одной из сторон, в данном случае, потребителя, влиять на условия сделки. Для продавцов (поставщиков) по таким договорам предусатривается обязанность их заключения со всеми обратившимися, а для покупателей (получателей услуг), при имеющемся желании заключить такую сделку — обязанность с необходимостью заключать договора на предложенных условиях без возможности как-то влиять на них.
Таким образом, договор присоединения как правило является стандартным договором, и не содержит в себе возможностей по удовлетворению индивидуальных пожеланий клиента — для этого существуют разные тарифы с разным объемом предоставляемых услуг и, соответственно, разной их стоимостью, и в особенности это касается договоров присоединения, заключаемых онлайн с использованием сети «Интернет», где потребитель вообще не контактирует с лицами, осуществляющими предосталвение услуг. То есть, все условия использования таких сервисов прописаны в стандартных договорах, и Вы можете лишь согласиться принять их, с использованием дистанционных способов взаимодействия, либо не согласиться, но, согласившись, ничего менять и подстраивать под себя уже не можете, если такие опции не прописаны в договорах отдельно.
Поскольку, согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а согласно пункту 4 указанной статьи, условия договора определяются по усмотрению сторон, пока не доказано иное, предполагается, что Вы информированно, осознанно и добровольно заключили этот договор, и по истечении срока его действия, а он, как я понимаю, стандартно составляет 1 год, Вам остается лишь два варианта: 1) выполнить его условия, оплатив услуги по установленному договором тарифу; 2) потребовать признания договора недействительным по правилам, установленным параграфом 2 главы 9 ГК РФ «Недействительность сделок».
И тут у Вас есть только одна возможность — постараться доказать, что сделка была совершена Вами под влиянием существенного заблуждения (статья 178 ГК РФ).
Согласно пункту 1 указанной статьи,
Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Однако, во-первых, не всякое заблуждение признается существенным (прочтите повниательней всю 178-ю статью Кодекса ( https://www.consultant.ru/docu...,) а во-вторых, иницииирование судебной тяжбы, при условии, что Вы, не будучи в состоянии вести дело самостоятельно, обратитесь за помощью к профессиональному представителю-юристу, в конечном итоге будет стоить Вам дороже той суммы, которую Вам необходимо уплатить по договору. Можно также обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, но если в договоре присоединения подробно описываются все условия, и тот факт, что Вы не будете пользоваться какими-то из предосталяемых Вам по договору функций, не указан в тексте договора как влияющий на конечную стоимость услуг и тарификация производится по факту формального предоставления Вам стандартной возможности их использования, то Вам в удовлетворении Ваших требований скорее всего откажут. Иными словами, всё прописано в договоре, и если Вы согласились принять его, не прочитав внимательно оферту, то возможность признать этот договор недействительным крайне невелика.