Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерность предоставления компенсации проезда в льготный отпуск
Сотрудник устроился на предприятие в марте 2016 года. В июне 2018 года воспользовался правом на проезд в льготный отпуск. В июле 2019 года желает воспользоваться правом на проезд в льготный отпуск следующего 2-х летнего периода (2019-2020г). Имеем ли мы право отказать в выплате компенсации и оплатить проезд только в 2020 году?
Здравствуйте, Оксана.
Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Один раз в два года — это значит, что работник может воспользоваться этой компенсацией или в 2019 г., или в 2020 г.
Уточните, какая организация: бюджетная или небюджетная?
Здравствуйте, Оксана! В соответствии со ст.325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
При этом указывается, что порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Поэтому имеет значение, о какой организации идет речь: финансируемой из бюджета или небюджетной?
Так, согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455
«О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
При этом, как указано в п.4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ в дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д. Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника учреждения возникает одновременно с возникновением такого права у работника учреждения.
Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.
Что касается небюджетной (коммерческой) организации, то часть 8 статьи 325 ТК РФ обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной
сфере установить в коллективных договорах, локальных нормативных актах или трудовых договорах размер, условия и порядок компенсации вышеуказанных расходов:
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих ... у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
При этом отсутствие такого порядка не освобождает работодателя от обязанности компенсировать работнику расходы на проезд к месту использования отпуска и обратно, что подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П.
Конституционный Суд указал, что работник коммерческой организации вправе рассчитывать на данную компенсацию, работодатель не может лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации и ее выплаты. Таким образом, проезд
к месту проведения отпуска и обратно должны оплачивать все организации, находящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе и коммерческие.
Если отталкиваться из исходных данных о том, что речь идет о работнике бюджетной сферы, то получаем следующий расклад.
Сотрудник устроился на предприятие в марте 2016 года.
Оксана
Если сотрудник устроился, предположим 15 марта 2016 года, то дня него
15.03.2016 г. — 14.03.2017 г. — это первый год работы;
15.03.2017 г. — 14.03.2018 г. — это второй работы.
Получается, исходя из ст.325 ТК РФ и п.4 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455, если сотрудник по результатам первого года работы не воспользовался правом на компенсацию, такое право он сохраняет по результатам второго года работы:
В июне 2018 года воспользовался правом на проезд в льготный отпуск.
Далее, для этого сотрудника:
15.03.2018 г. — 14.03.2019 г. — это третий год работы;
15.03.2019 — 14.03.2020 — это четвертый год работы.
Таким образом, Ваш сотрудник прав, он имеет право на компенсацию за третий год работы, т.е. когда по итогам этого года наступает его отпуск в июле 2019 года:
В июле 2019 года желает воспользоваться правом на проезд в льготный отпуск следующего 2-х летнего периода (2019-2020г). Имеем ли мы право отказать в выплате компенсации и оплатить проезд только в 2020 году?
Следовательно, отказать вашему сотруднику в компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно в июле 2019 года Вы не можете. А вот по результатам 4-го года работы, т.е. в 2020 г. сотрудник не будет иметь более права на компенсацию, поскольку право на ее получение возможно только 1 раз в 2 года.
При этом речь идет о работнике бюджетной организации либо коммерческой, где условия и порядок предоставления компенсации не регламентированы в локальных нормативных акта, трудовом договоре или коллективных договорах. Если они локальными актами и договорами регламентированы, то необходимо ориентироваться на них.
Оксана, добрый вечер!
Отвечая на Ваш вопрос, нужно знать кто Ваш работодатель: частная организация или государственное учреждение.
Приведу пример из судебной практики.
Октябрьский районный суд города Мурманска в Решение от 31 марта 2011 года, рассмотрев дело № 2-1001/2011по иску Чернышова А.В. к Управлению Судебного департамента в Мурманской области о взыскании расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно, пришел к следующим выводам:
Анализируя положения статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455, суд приходит к выводу об установленном нормативном ограничении права работника на получение от работодателя компенсации проезда к месту использования отпуска и обратно — один раз в два года.
По мнению суда, толкование указанного нормативного ограничения исключает возможность предоставления указанной льготы работнику два года подряд, то есть, например, в том случае, если работник за первый и второй год работы использовал льготу, начиная со второго года работы, и претендует на использование льготы за третий и четвертый год работы в третий год работы.
В данном случае, истец фактически, использовав льготу по компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно за второй год работы в период второго года работы, претендовал на получение такой же льготы за третий год работы в период предоставления ему ежегодного очередного отпуска за третий год работы, то есть два года подряд, что противоречит действующему законодательству.
http://docs.pravo.ru/document/...
В представленном судебном деле работодателем выступало государственное учреждение и суд, анализируя положения законодательства о предоставлении компенсации по оплате проезда к месту проведения отпуска, решил не в пользу работника, трактовав законодательство так, что два года подряд компенсация не предоставляется, т.е. она должна предоставляться в году, следующем за годом, в котором не предоставлялась.
Если же Ваш работодатель негосударственное учреждение (организация), то размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в соответствии с ч. 8 ст. 325 ТК РФ устанавливаются локальным актом работодателя, коллективным договором либо трудовым договором. Если же размер, условия и порядок компенсации не установлены в конкретном документе работодателя либо из него не следует конкретно в каком порядке предоставляется компенсация, то нужно руководствоваться положениями ТК РФ.
Минфин РФ в Письме от 03.07.2006 N 03-05-01-04/200 дал свои разъяснения о порядке предоставлении компенсации:
По нашему мнению, условие оплаты работодателем проезда к месту использования отпуска и обратно «один раз в два года» следует понимать как обязанность работодателя оплатить проезд в каждом втором календарном году, а не через 24 месяца.
https://zakonbase.ru/content/b...
Таким образом, при не регулировании в частной организации порядка предоставления компенсации локальными документами, коллективным, трудовым договорами, нужно исходить из норм трудового законодательства, в частности ст. 325 ТК РФ и, если следовать вышеприведенными мною решением суда и Письмом Минфина, компенсировать расходы на проезд не в 2019 году, а в 2020 году.
Коллега, позволю не согласиться с представленными Вами мнениями Минфина (к тому же оно достаточно устаревшее — 2006 г., и эти мнения Минфина бывают весьма противоречивы, в том числе в разные промежутки времени), а также Октябрьского районного г. Мурманска:
По мнению суда, толкование указанного нормативного ограничения исключает возможность предоставления указанной льготы работнику два года подряд, то есть, например, в том случае, если работник за первый и второй год работы использовал льготу, начиная со второго года работы, и претендует на использование льготы за третий и четвертый год работы в третий год работы.
то есть два года подряд, что противоречит действующему законодательству.
Если ч.1 ст.325 ТК РФ может вызвать неоднозначное толкование фразы «один раз в два года», то обратившись к абз.2 п.4 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей»,
4. Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д.
вполне логично прийти к выводу, что компенсацию за проезд работник вправе получить в любое время в двухгодичный период времени, ключевое слово в данном Постановлении Правительства — начиная с… года. То есть работник вправе требовать компенсации при условии предоставлении отпуска хоть в начале двухгодичного промежутка времени, хоть в середине, хоть и в конце — это его право. При этом никаких противоречий с ч.1 ст.325 ТК РФ не возникает: компенсация осуществляется один раз в 2 года.
В противовес я тоже приведу Вам пример из судебной практики:
Постановление Президиума Сахалинского областного суда от 19.04.2013 N 44Г-16/2013
Как следует из материалов дела, за периоды непрерывной работы в Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Сахалинской области с 26 февраля 2008 года по 25 февраля 2010 года (за первый и второй годы) и с 26 февраля 2010 года по 25 февраля 2012 года (за третий и четвертый годы) В. использовал право на компенсацию расходов по проезду в отпуск в октябре 2008 (за первый и второй годы), и в октябре — декабре 2011 года(за третий и четвертый годы работы).
В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации Порядком компенсации расходов следующее право на компенсацию расходов по проезду к месту проведения отпуска (за третью двухлетку) возникло у В. начиная с пятого года непрерывной работы, т.е. с 26 февраля 2012 года. Отсюда следует, что законных оснований для отказа В. в выплате компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска, предоставленного с 14 мая 2012 года, у представителя нанимателя не имелось.
Обратите внимание, что в приведенной ситуации работник использовал свое право на компенсацию в октябре-декабре 2011 года, т.е. за третий и четвертый годы работы, а уже с 26 февраля 2012 года у него начался пятый год работы (третья двухлетка), и именно с этого момента, как прямо указывает Президиум Сахалинского областного суда, и начался отсчет права требования компенсации работником, в частности он его реализовал (не без поддержки суда) с 14 мая 2012 года.
Поэтому в приведенной клиентом ситуации сотрудник прав, он имеет право требования компенсации в июле 2019 года, когда ему предоставят отпуск, а вот в 2020 году уже нет (право предоставляется только 1 раз в 2 года, т.е. в пределах каждого двухгодичного промежутка).
Коллега, Вы сгущаете краски. Несомненно существует и противоположная судебная практика. И представленное Вами постановление областного суда говорит о двояком толковании норм законодательства судами. А это означает, что и работодатель может быть прав, если предоставит компенсацию в 2020 году, и работник, если будет настаивать на компенсации в 2019 году. Нужно понимать, если вопрос будет рассматриваться судом, то многое будет зависеть от того, как сам суд растолкует нормы закона и какая правоприменительная в данном вопросе практика сложилась у суда, рассматривающего спор.
Поэтому однозначного ответа на вопрос клиента
Имеем ли мы право отказать в выплате компенсации и оплатить проезд только в 2020 году?
нет. С одной стороны, имеете, а другой, — если дело дойдет до суда исключать возможность обжалования работником отказа не стоит. Все будет зависеть от суда.
Здравствуйте!
Если по локальным нормативным актам Вашей организации работник имеет право на компенсацию расходов к месту использования отпуска и обратно 1 раз в 2 года (и это право не переносится на следующий двухлетний период), тогда ситуация следующая.
Первое двухлетие у работника закончилось в феврале 2018 года (период март 2016-февраль 2018). В первое двухлетие правом на компенсацию работник не воспользовался.
В течение второго двухлетия (март 2018-февраль 2020) работник право на компенсацию реализовал (в июне 2018 года).
Соответственно, следующий раз право на компенсацию возникнет у работника после марта 2020 года (после начала третьего двухлетия).
Предупреждение (во исполнение Правил, утв. ФПА РФ (протокол от 28.09.2016 № 7)) – предоставленная выше правовая информация не является юридической консультацией.