8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Государственная служба и государственные служащие

Расскажите пожалуйста о государственной службе и государственных служащих, общая характеристика, должности, основные черты государственной должности

, Петр, г. Воронеж
Роман Куняшев
Роман Куняшев
Юрист, д. Ташкент

Добрый день Петр!!

Тема довольно обширная, ей посвящены отдельные дисциплины в юридических вузах, а также целые курсы.

Но если в кратце, то государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственным гражданским служащим (далее также — гражданский служащий) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Названными федеральными законами (пункт 2 статьи 2 и статья 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на:

федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы согласно статье 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений данного федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный пунктом 1 данного указа. Наряду с этим пунктом 3 этого же указа предусмотрено, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в указанный реестр.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Таким образом, одной из сторон административно-правовых отношений могут выступать государственные служащие. Источниками административного права и административно-правового статуса государственных служащих являются следующие законы и нормативно-правовые акты:

— Конституция Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Бюджетный кодекс Российской Федерации;

— № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

— № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации";

— № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

— № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации»;

— Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;

— Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

— Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»;

— Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

— Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

— Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»;

— Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

— Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

— Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;

— Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

— другие федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации;

— НПА ведомств, принятыми во исполнение указанных законов;

— законы и иные НПА субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения, связанные с государственной гражданской и муниципальной службой;

— уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с муниципальной службой.

С уважением, юрист в сфере недвижимости, земли и строительства

Роман Куняшев

0
0
0
0
Похожие вопросы
700 ₽
Вопрос решен
Военное право
Подскажите, надо ли писать рапорт об увольнении со службы если контракт о службе отменили приказом как нереализованный?
Здравствуйте! Подскажите, надо ли писать рапорт об увольнении со службы если контракт о службе отменили приказом как нереализованный?
, вопрос №4094724, Анастасия, г. Москва
Страхование
31 марта 2024 г скончался от заболевания полученного в период прохождения военной службы до истечения одного года после увольнения с военной службы
Супруг в сентябре 2022г был мобилизован, 23 июня 2023г был списан по заболеванию полученного в период военной службы Статья 42-а. 31 марта 2024 г скончался от заболевания полученного в период прохождения военной службы до истечения одного года после увольнения с военной службы. Страховку по списанию по категории Д Согаз отказался выплачивать при жизни мужа, положена ли стравховка в нашем случае?
, вопрос №4093764, Ольга, г. Санкт-Петербург
1000 ₽
Вопрос решен
Военное право
Военнослужащий контрактной службы и полис ОМС, мы военнослужащие сдаем полис и не можем обращаться в
Военнослужащий контрактной службы и полис ОМС , мы военнослужащие сдаем полис и не можем обращаться в гражданскую поликлинику или больницу , у меня такой вопрос двойной , могу ли я самостоятельно вносить этот взнос в ОМС , по типу того как вносят взнос в пенсионный фонд , для стажа , у меня знакомый как-то так вносит он официально никогда не работал все время получал на руки зарплату...Служить по контракту допустим и еще чтобы я мог и гражданской воспользоваться поликлиникой , если я им буду сам делать взнос в их периодичность установленную . И еще один момент если я нахожусь в отпуске , а часть моя за 2500км , а ближайший военный госпиталь в 80км , но это гарнизон не мой , могу ли я туда обратиться с проблемой по здоровью , и если они откажут это законно или нет с их стороны , ну и смоей стороны чистота обращения так скажем..спасибо за ответы!
, вопрос №4093402, Владислав, г. Калуга
Пенсии и пособия
И почему по выходу на пенсию не учитывается наличие государственной награды?
Здравствуйте, мой супруг уволился с военной службы в 1998 годов связи с сокращением штата с выслугой 23 года, ему была назначена военная пенсия. Далее он работал уже на гражданке и сейчас по возрасту 63 года уходит на пенсию, гражданский стаж 21 год. Во время службы получил федеральную награду «за отвагу на пожаре», при подаче документов на оформление пенсии ему отказали в статусе «ветерана труда» с мотивировкой, что ему не хватает трудового стажа. А как же служба в вооруженных силах? Вопрос: Какая пенсия ему полагается? И почему по выходу на пенсию не учитывается наличие государственной награды?
, вопрос №4093227, Наталья, г. Ногинск
1000 ₽
Вопрос решен
Военное право
Здравствуйте, в конце 2021 года поступил на воинскую службу по контракту в МО РФ (ранее воинскую службу не
Здравствуйте, в конце 2021 года поступил на воинскую службу по контракту в МО РФ (ранее воинскую службу не проходил), после чего единожды сдал КОНТРОЛЬНУЮ проверку физической подготовки на высшую категорию. Приказом командира в/ч на 2022г. мне была назначена надбавка за высшую категорию физо. Вопрос, на основании какого пункта приказа МО РФ от 31.07.2019 г. №430дсп «Об утверждении правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту», была назначена такая выплата? Пункт вроде звучит так: «Военнослужащим (за исключением курсантов военных образовательных организаций высшего образования), выполнившим в году поступления на военную службу квалификационный уровень физической подготовленности в ходе одной из контрольной, итоговой или инспекторской проверок, ежемесячная надбавка в размерах, указанных в настоящем подпункте, устанавливается на текущий и последующий годы со дня выполнения квалификационного уровня физической подготовленности.» Было бы замечательно выписку/скрин из него.
, вопрос №4092039, Роман, г. Москва
Дата обновления страницы 25.04.2019