Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Работодатель хочет взыскать долг
Добрый день!
На работе в ресторане бронирую столы. По ошибке посадила человека уже за занятый стол и пришлось отправить его за другой свободный. Менеджерам информация была передана. О том что теперь с освобождённого стола нужно брать оплату, если придут люди.
В итоге, людей они посадили, а оплату взять забыли. А долг хотят повесить на меня в размере 10000 (то на сколько заказали клиенты). Законно ли это? И если нет то куда обращаться за помощью?
Добрый день. Работника действительно в некоторых случаях можно привлечь к материальной ответственности в порядке, установленном в ст. 238 Трудового кодекса РФ. Но такая ответственность наступает только за прямой действительный ущерб, причиненный виновными действиями работника, поэтому надо еще посчитать себестоимость, на которую наели данные посетители, а не сумму чека, в котором «сидит» и упущенная выгода работодателя (наценка). Одновременно полагаю, что вопрос наличия Вашей вины в произошедшем весьма сомнителен, т.к. Вы уведомили работников, ответственных за начисление оплаты, а начислить забыли именно они.
Одновременно замечу, что если работодатель удержит у Вас премию на указанную сумму, то тут вряд ли что-то измените, поскольку премия по общему правилу обязательной выплатой не является и выплачивается по инициативе работодателя (если иное не установлено трудовым договором).
ТК РФ
Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Анастасия, здравствуйте. Данные действия незаконны. Согласно ст. 238 ТК РФ:
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Если с Вас удержат Вашу сумму — Вы можете пожаловаться в инспекцию по труду или прокуратуру. Работодатель сам должен найти данных лиц и уже с них взыскать сумму, которую они не заплатили.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Здравствуйте, Анастасия!
Материальный ущерб, причиненный работодателю, должен возмещать тот работник, по вине которого причинен ущерб.
Как указано в статье 247 Трудового кодекса РФ:
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Так что в письменном объяснении на имя работодателя указывайте, что фактически ущерб (недостача) возник не по Вашей вине (не по причине того, что Вы посадили человека за другой стол, а впоследствии свою ошибку исправили), а по вине менеджеров, которые забыли взять оплату с клиентов.
Здравствуйте, Анастасия!
Насколько я понял, в Ваши обязанности не входит взимание оплаты к клиентов. А значит Вы не можете нести никакую ответственность за то, что с клиентов не была взята оплата. Тем более, что вы уведомили менеджеров о том, что с освобожденного стола нужно брать оплату.
Обратиться с жалобой на действия работодателя можно в трудовую инспекцию.
С Уважением,
Олег Рябинин.
Добрый день!
В дополнение к ответам коллег приведу нормы Трудового кодекса и разъяснение пленума.
Законодательством запрещено взыскивать с работника неполученный доход!
Трудовой кодекс РФ:
Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Статья 239. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»
15. При определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
В силу части второй статьи 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.
В случае нарушения Ваших прав, Вы можете обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру.
Сомнительным является утверждение о том, что оплату взять просто забыли. Может менеджеры намеренно это сделали? И так сказать компенсировали клиенту за доставленные неудобства!
Стоит выяснить у работодателя, по какому именно факту идет разбирательство. Если по неполучению оплаты, то в объяснении можете сообщить, что вопрос о получении оплаты с клиентов не входит в Ваши функциональные обязанности.
Если по созданию неразберихи по рассадке клиентов, то при чем тут 10000 рублей?
Ну и необходимо учитывать, что если Вы цените свою работу, то судиться с работодателем может выйти для Вас боком.