8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Можно ли оспорить акт налоговой проверки, если он подписан лицами, которые не участвовали в ней?

Добрый день! Помогите советом. По итогам совместной выездной проверки (налоговики и ГУЮБ и ПК МВД РФ) налоговики вручили акт. В разделе «Сведения о лицах, проводивших проверку, и их подписи» - указаны 5 лиц. Стало известно, что один из проверяющих был уволен из органов в середине проверки. Второго от проверки отстранили. Является ли такой акт по итогам проверки законным? Удастся ли признать его недействительным на основании такого процедурного нарушения? Как к этому относятся суды?

, Анастасия, г. Москва
Татьяна Андреева
Татьяна Андреева
Юридическая компания "Юридическая компания "АВТ Консалтинг"", г. Москва

Анастасия, добрый день!.. В рассматриваемой ситуации проверяющие допустили процедурное нарушение, которое является причиной для признания акта по итогам выездной налоговой проверки незаконным. Они не выполнили основное требование – акт подписывают только те лица, которые ее проводили – пункт 2 статьи 100 НК РФ. Несоблюдение контролерами требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены ее решения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Такой вывод подтверждают суды.

В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 13.05.10 № А58-7038/09 указал, что если акт подписали лица, которые в процессе проверки не участвовали, то это является основанием для признания решения налоговиков незаконным. В этом деле одна из сотрудниц инспекции была отстранена от замещаемой должности на период проведения в отношении нее служебной проверки. И в состав проверяющих был включен другой инспектор, который и подписал акт. Кроме того, в вводной части акта был указан инспекторы, который фактически был привлечен к ней через месяц после составления справки об окончании проверки. По мнению суда, это означает, что фактически сотрудник проверку не проводил. И он не может сделать объективные выводы о нарушениях налогоплательщика.

Примеры аналогичных или схожих споров в пользу налогоплательщиков:

1.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 № А29-4799/2010. Во
врученном налогоплательщику экземпляре акта проверки отсутствовали подписи
проводивших выездную проверку должностных лиц инспекции. При этом в экземпляре, оставшемся у налогового органа, проставлена подпись одного из проверяющих. Как указал суд, решение, принятое в отсутствие соответствующего требованиям налогового законодательства акта проверки, является незаконным.

2. Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (рекомендован постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 № 4)

Но есть и противоположная практика. Например,
ФАС Уральского округа в постановлении от 20.08.08 № Ф09-5878/08-С2 указал, что
в акте проверки отсутствуют подписи должностных лиц ОВД, включенных решением
заместителя руководителя инспекции в состав проверяющей группы. Однако такое
нарушение не повлекло нарушения прав налогоплательщика и не привело к принятию неправомерного решения.

Аналогичные споры в пользу налоговиков:

1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 — на момент подписания акта выездной проверки один из проверяющих был уволен, а другой исключен из состава проводивших проверку должностных лиц. Неподписание акта проверки всеми проверяющими не является достаточным основанием для признания ее результатов незаконными.

2. Постановление ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 — подписание акта проверки не всеми проверяющими не является основанием для отмены решения инспекции.

3. Постановление ФАС Московского округа от 22.11.2013 № Ф05-14817/2013 — неподписание акта одним из проверяющих не лишило налогоплательщика возможности представить возражения на акт, участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Вывод: если налогоплательщик решил оспорить решение налогового органа, основанное на акте, составленном с нарушением пункта 2 статьи 100 НК РФ, нужно не просто указать на ошибку проверяющих. Важно продумать объяснение, каким образом эта ситуация нарушила права налогоплательщика и повлияла на итог проверки. Аргументы для этого найти можно. В этом случае шансы доказать свою правоту существенно повышаются.

1
0
1
0
Анастасия
Анастасия
Клиент, г. Москва

Татьяна, спасибо за содержательный ответ! Ссылки на судебные решения очень полезны. Теперь стало понятно, как можно оспорить такой акт.

Похожие вопросы
Военное право
Здравствуйте можно ли вернуть мужа и отца пятерых детей и двое не его с зоны СВО он подписал сам контракт прогугались и пьяный уехал
Здравствуйте можно ли вернуть мужа и отца пятерых детей и двое не его с зоны СВО он подписал сам контракт прогугались и пьяный уехал
, вопрос №4104430, Ирина, г. Москва
Семейное право
Можно ли подать на раздел имущества, если после развода прошло 4 года?
Добрый день! Можно ли подать на раздел имущества, если после развода прошло 4 года?
, вопрос №4104273, Марина, г. Москва
Банкротство
Можно ли участвовать в процедуре банкротства, если квартира в соцнайме, а в единственной квартире, которая в собственности, я не проживаю?
Здравствуйте. Можно ли участвовать в процедуре банкротства, если квартира в соцнайме, а в единственной квартире, которая в собственности, я не проживаю?
, вопрос №4103546, Михаил, г. Москва
Военное право
Можно ли как-то это оспорить и вернуть мужа домой?
Здравствуйте! Муж ушел на СВО по контракту! Сейчас он находится на учении,которые будут всего три дня. В армии он не служил по состоянию здоровья у него с подросткового возраста стоит тереотоксический зоб. На медкомиссии в военкомате за один день ему поставили категорию А. Можно ли как-то это оспорить и вернуть мужа домой?
, вопрос №4102632, Наталья, г. Новосибирск
Административное право
Можно ли ФАС привлечь к ответственности, если да, то к какой, и в каком случае?
Мэрия города М приняла решение о присоединении муниципальных детских садов к частным путем заключения договора о совместной деятельности. Данные действия территориальное ФАС посчитало ограничением конкуренции, которое выразилось в удалении хозяйствующих субъектов с рынка соответственных услуг. 1. Относятся ли действия мэрии к ограничению конкуренции? 2. Вправе ли органы муниципальные органы совершать такие действия? 3. Относятся ли муниципальные органы к хозяйствующим субъектам? 4. Можно ли отнести действия муниципальных органов к монополистической деятельности? 5. Может ли ФАС давать предписания муниципальным органам пресечении антиконкурентной деятельности? Администрацией субъекта РФ принято решение о введении сбора за вывозимые за пределы территории субъекта молочные продукты. Данный акт был подтвержден законодательным органом субъекта. ФАС посчитало такие действия нарушением конкуренции и вынесло предписание об их пресечении. 1. Есть ли нарушения закона в действиях государственных органов? 2. В каких случаях допускается установление сборов, препятствующих свободному перемещению товаров? 1. Перечислите категории дел, которые могут возбуждаться по иску ФАС. 2.Лежит ли на ФАС обязанность оплаты рассмотрения иска в суде госпошлиной? 3. Какие лица представляют ФАС в арбитраже? 4. Какое процессуальное положение может занимать ФАС при рассмотрении судебного дела? 5. В каком случае хозяйствующий субъект может обжаловать решения, предписания ФАС в суде? 6. Можно ли ФАС привлечь к ответственности, если да, то к какой, и в каком случае? При ответе на задачу следует ссылаться на пункт статьи нормативного источника с выпиской текста, затем производить анализ ситуации в соответствии с текстом статьи, затем делать краткий вывод по задаче.
, вопрос №4102145, Лена, г. Красноярск
Дата обновления страницы 21.04.2017