Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Законно ли требование администрации к собственнику здания?
Здравствуйте, я являюсь собственником здания в городе Уфа, хотел проконсультироваться с вами по данному вопросу. Администрация орджоникидзевского района требует у собственника здания разрешение на вывески (с подсветкой) арендаторов , угрожая большими штрафами собственнику. Здание не на красной линии. Как избежать поборов администрации?
Законно ли требование администрации именно к собственнику здания а не к его арендатору ?
Здравствуйте. Важно понимать, что это за вывески, если это реклама, то Вы обязаны давать разрешение на их размещение как собственник, т.к. арендатор вправе использовать предоставленное помещение только в рамках договора, который был подписан сторонами и если в нем не указано согласие арендодателя на размещение рекламы, то такое разрешение дается отдельно.
Если речь идет об информационных вывесках, которые арендатор обязан размещать в силу закона, тогда разрешения не требуется.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. N 08АП-5826/2016
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ООО «Альфа Тюмень» на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Газовиков, 67, размещена вывеска, не являющаяся рекламой, вывеска идентифицирует магазин, обозначает место входа в него.
Данный вывод суда первой инстанции является необоснованным в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту — Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии со статьей 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132 Кодекса) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.
При этом, учитывая положения подпункта 5 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе, его действие не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Под вывеской понимается информационное средство при входе в помещение, занимаемое предприятием, которое имеет своей целью извещение неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначении места входа.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица или индивидуального предпринимателя как указателя его местонахождения или обозначение места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота и не является рекламой (пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.10.2011 N 7517/11 отметил, что для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеет.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“ было указано, что при применении пункта 1 статьи 3 этого Закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Системное толкование указанных норм права с учетом разъяснений дает основание делать вывод о наличии различных оснований для размещения информации: реклама, соответствующая требованиям пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, целью которой является формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, а также иные информационные конструкции размещаются по инициативе и волеизъявлению заинтересованных в этом лиц, а информация, содержащая сведения, прямо предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 „О защите прав потребителей“ (далее по тексту — Закон о защите прав потребителей), размещается в силу требований этого Закона.
Поскольку согласно преамбуле к Закону о защите прав потребителей, этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав, обязанность довести необходимую информацию до потребителя является публичной, неисполнение которой исполнителем (продавцом) влечет предусмотренную законом ответственность.
В соответствии со статьей 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Размещая именно такую информацию в соответствии с требованиями этого Закона, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.
Как следует из материалов дела (из представленных фотографических материалов с видом фасада жилого дома со спорной конструкцией) спорная конструкция представляет собой конструкцию, содержащую буквенное обозначение „Красное & Белое“, которое является коммерческим обозначением, используемым ответчиком в своей деятельности, располагается на фасаде многоквартирного дома на высоту первого этажа.
Размер конструкции, размещенной ООО „Альфа Тюмень“ на фасаде здания, в котором расположен магазин, содержание указанной надписи не отвечает признакам, предъявляемым статьей 9 Закона о защите прав потребителей для раскрытии информации, необходимой потребителю. В частности, в данной конструкции отсутствуют какие-либо сведения о наименовании ответчика, включая фирменное, месте его нахождения. Сведения о режиме работы размещены на двери магазина, а не на спорной конструкции (т. 1 л.д. 27, 28,94).
Более того, внешний вид данной конструкции, характер оформления объектов розничной торговли (сети) является ничем иным, как мерой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц (в частности, граждан), формирование и поддержание интереса к объекту (в данном случае — к коммерческому обозначению „Красное & Белое“, используемому сетью магазинов, в том числе магазинами ответчика).
Рассмотрев все представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что конструкция является именно рекламной, ее нельзя признать вывеской, содержащей информацию, необходимую в соответствии со статьей 9 Закона о защите прав потребителей.
Суд апелляционной инстанции считает, что исключительной или основной целью размещения спорной конструкции является не указание сведений об ООО „Альфа Тюмень“ в соответствии с требованиями закона и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к сети магазинов, использующих коммерческое обозначение „Красное & Белое“.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 13.08.2015 N 309-ЭС15-10434 по делу N А50-2227/2014.