Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Земли Общего Пользования
Много читал ответов у Вас, но все ситуации только похожи на нашу, но не повторяют её в полной мере.
Поэтому позволю себе задать вопрос: У нас посёлок. 48 участков. Все участки принадлежат частным лицам. Так было всегда с момента основания поселка в 2010 году (выкупили земли с/х назначения, перевели в дачное строительство, поделили на участки, продали). НО - 47 участков, обычные земли для строительства, а 48 участок - это фактически ЗОП - дороги и все коммуникации расположены на нём. Но юридически - это обычная частная земля, принадлежащая 3-м собственникам.
В момент покупки мы заключали два договора - на покупку земли у частника, и на строительство коммуникаций у ДНП, которое имело аренду у того самого 48 уч.
Сейчас появились определённые проблемы, связанные с этим 48 участком, а точнее с коммуникациями пролегающими на нём.
Так вот вопрос - можно ли как то добиться управления нашими коммуникациями, которые по факту лежат на чужих землях. И второй - законно ли так формировать посёлок, что проезда к участкам нет, т.к. место(участок) под дороги является частной собственностью?
Так вот вопрос — можно ли как то добиться управления нашими коммуникациями, которые по факту лежат на чужих землях.
Роман
Роман, добрый вечер! Собственно для этого есть сервитут установление которого может обеспечивать как проезд так и ремонт коммуникаций пролегающих на соответствующем участке
ст. 274 ГК
1.Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой
недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного
участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного
участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного
пользования соседним участком (сервитута).Сервитут
может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний
земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации
линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд
собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без
установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
насколько понимаю ДНП при прокладке на по данному участку коммуникаций когда он был в аренде действовал с согласия собственника участка поэтому тут проблем быть не должно с их законностью
И второй — законно ли так формировать посёлок, что проезда к участкам нет, т.к. место(участок) под дороги является частной собственностью?
Такое слошь и рядом. В добавление к ответу уважаемого коллеги.
Статья 274 ГК РФ Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут вы можете установить, но собственники участков могут потребовать от Вас соразмерную плату за пользование частью их земельного участка. Так же Вам необходимо быть готовым к проведению экспертиз — землеустроительной и оценочной, которые определят каким образом должен осуществляться проезд к Вашим земельным участкам (какой площадью дороги будете пользоваться, протяженность и т.п.), какой частью участка для обслуживания коммуникаций вы будете пользоваться, размер платы за сервитут, а так же невозможность разрешения вопроса иным способом кроме как установления сервитута.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума N 2509/10 от 20.07.2010 потенциальная возможность организовать без установления сервитута проезд к объекту недвижимости лица, требующего такого установления, для реализации которой необходимо проведение значительных по объему, времени и затратам работ, свидетельствует об отсутствии иной реальной возможности организовать подъезд к этому объекту, кроме как через установление сервитута на соседний земельный участок.
Если мирно не решите вопрос, то соответственно в суд.
Здравствуйте, Роман.
Земельным кодексом предусмотрены особенности установления сервитутов. Соответственно Ваша деятельность, которую планируется осуществлять на участке должна подходить под указанные категории. На возмездной основе возможно установление постоянного публичного сервитута.
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правильно ли я понял? Несмотря на то, что такое сплошь и рядом, а так же несмотря на то что с человеческой точки зрения такой расклад неприемлем, с юридической точки зрения всё законно и "докопаться", что при организации посёлка допущены нарушения градостроительных норм невозможно?
И правомочен ли тот факт, что при продаже земельных участков и заключении договоров на строительство коммуникаций было замолчено о том, что данный участок, по факту должен быть ЗОП, но он является частной собственностью.
Уважаемый Роман!
Вы говорите, что
По общему правилу срок исковой давности 3 года, с юридической точки зрения
возможно «докапываться» уже поздновато.
Вы говорите, что вы «заключали договор на строительство коммуникаций у ДНП, которое имело аренду у 48 уч.» тогда не понятно, каким образом данный факт был «замолчен», договор аренды вы видели, кто собственник з/у было понятно.
Вы описали кратко ситуацию, я Вам написал возможное в данный момент решение исходя из предоставленных данных, то есть сервитут. Предоставить правовое заключение по Вашему вопросу без изучения документов на земельные участки, ваших договоров и т.д. не представляется возможным, да и просто посмотреть на местности. Такие вопросы дистанционно не разрешить. У вас один выход, коллективно нанимайте юриста, специализирующегося на земельном праве из Вашего региона, потому что вы этом вопросе надо «копаться», каким образом ЗОП как вы говорите оказались в собственности, как обозначена дорога на публичной карте/проекте и т.п.
Схема к сожалению стандартная для нынешнего времени при строительстве поселков — коммуникации и дороги у «хитрых» частников и потом начинаются «судебные качели», потому что наш «очень мудрый законодатель» никак не соберется с силами и не зашьет лазейки в законодательстве, ему некогда — новые исторические даты на носу, срочно 23 февраля нужно на август перенести. Сотрудники Росреестра скоро начнут совершать акты суицида на рабочем месте, ибо реформу заявили, а по факту НИЧЕГО не сделали, деньги распилили, извиняюсь за отступление.