Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Права на исполнение песен
Здравствуйте!
Планирую зарабатывать выступлениями на различных свадьбах, корпоративах и других мероприятиях (вокал). В связи с этим возникает вопрос: что делать с авторскими правами на те песни, которые я буду исполнять (чужие)? В репертуаре кавер-певца обычно пара сотен популярных песен, и договариваться с каждым автором, понятное дело, невозможно - это слишком накладно и по времени, и по деньгам. Как быть, чтобы не "попасть" на очень большие деньги и уголовное преследование? Слышал от разных людей, что можно как-то сделать, чтобы за это отвечала площадка, где я буду выступать, либо заказчик.
Заранее спасибо за ответ.
С уважением, Алексей.
Здравствуйте.
Тут немного вариантов. Либо получать разрешение от правообладателя, либо платить в РАО. Для вас проще 2 вариант.
РАО на такие вещи договор как правило не заключает а отчитываться вы будете в форме рапортичек, там 5% оплата насколько я помню. При этом будете пользоваться по сути всеми популярными песнями. РАО нашей эстрадной музыкой управляет и имеет связи со многими авторами.
Есть вариант чтобы отвечала площадка или заказчик — но это надо будет прямо оговаривать в вашем с ними договоре, на такое пойдут далеко не все.
Здравствуйте.
Теперь уйти от выплат за исполнение произведений для ресторанов будет почти невозможно. С начала года в рамках новой поправки для соблюдения прав авторов музыкальных произведений Росохранкультурой была выбрана и аккредитована одна организация по управлению правами на коллективной основе — РАО (Российское авторское общество). Она имеет право собирать вознаграждение за любое публичное исполнение музыки, включая плату за звучание музыки в эфире. В результате система сбора средств за публичное исполнение музыки на предприятиях общественного питания стала более понятной — большинство сборов за использование объектов авторских прав поступают в РАО, которое потом передает их авторам. Туда же приходят отчеты об исполнении музыкальных произведений — списки песен или ксерокопии обложек дисков, используемых в работе. На подходе заседание Росохранкультуры по аккредитации организации, управляющей правами исполнителей и обладателей прав на фонограммы. Единая аккредитованная организация пока не выбрана из-за сильной конкуренции и отсутствия явных лидеров.
«Сейчас, когда РАО получило все полномочия, лучше сразу реагировать на его предупреждения, а еще лучше их не дожидаться», — считает Мария Орлова, юрист Федерации рестораторов и отельеров. С ней согласен Алексей Измайлов, управляющий партнер юридической компании Gronner Bridge: «Многим заведениям придется серьезно задуматься насчет музыкального сопровождения. Репертуарную политику надо формировать сразу, учитывая все правовые аспекты». По словам представителей РАО, сотрудники общества полны энтузиазма, да и милиция охотно берется за дела по авторским правам.
У ресторана сегодня есть несколько способов решить «музыкальный» вопрос». Один из них, он же наиболее распространенный, — заключить договоры по типу «открытой лицензии» с РАО и одной из компаний по смежным (исполнительским) правам (с аккредитованной или с той, чьим музыкальным каталогом пользуется ваше заведение). Это будет означать, что заведение, подписавшее такие договоры, будет вправе исполнять почти любые произведения при условии, что каждый месяц платит фиксированную сумму по установленным ставкам: 65 руб. за одно посадочное место за использование объектов авторских и смежных нрав. Если в заведении отсутствуют посадочные места, за одно посадочное место принимается 2 кв. м площади или 1 м длины стойки, за которой располагаются посетители. Семь лет назад так сделал ресторан „Сирена», сейчас отчисления ресторана по авторским правам за публичное исполнение музыки составляют 3900 руб. в месяц.
Есть и другие способы легально исполнять музыку в зале, например, заключать договор с автором и исполнителем напрямую. Так, например, делает ресторатор Евгений Каценельсон, заключающий договора с авторами и исполнителями музыки индивидуально. Часто оказывается, что заказать новую музыку выгоднее, чем платить за авторские и смежные нрава. «Особенно удобно связываться с молодыми авторами, которые в целях раскрутки с радостью передадут ресторану, кафе или клубу право на публичное исполнение их произведений», — отметила Мария Орлова. С ней соглашается Алексей Измайлов. «Некоторые авторы и исполнители лицензируют музыку для публичного исполнения на коммерческой основе, особенно охотно это делают молодые композиторы. Такие договоры, например, заключают многие супермаркеты», — пояснил он. Этот способ решения вопроса выбрал ресторатор Роман Рожниковский. Он сотрудничает со студией звукозаписи, которая специализируется на аудиобрендинге и музыкальном оформлении торговых помещений. Эти услуги обходятся ресторатору в 10 тыс. руб. в месяц за один ресторан. Тем не менее не всем подходит такая схема. Так, в ресторане «Сирена» звучит в основном достаточно консервативный стиль музыки, например произведения Игоря Крутого.
Когда заведение приглашает исполнителя выступить с концертом, ему также придется делать отчисления в РАО, если только исполнитель не является автором исполняемых произведений и не передает ресторану права публичного исполнения его песен по договору. Не удастся избежать выплат по авторским правам и заведениям, транслирующим радио. По Закону об авторских и смежных правах публичная трансляция радио в качестве фона в заведениях общественного питания без договоров с авторами музыкальных произведений или лицензионного соглашения с Российским авторским обществом запрещена. В 2007 г. одним из нашумевших дел в области нарушения заведением общественного питания авторских прав стал иск Авторского общества к одному региональному ресторану за то, что он публично транслировал в зале радиостанцию “Европа Плюс». Общую сумму компенсации оценили тогда в 280 тыс. руб.
Источник :http://www.alfazvuk.ru/articles/more/65-12
При исполнение песен без разрешения предусметроно ответственность
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Статья 7.12. КоАП Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограммв целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, — (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Исполнять песню имеет право только автор без каких нибудь договоров и разрешении Так как
Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
С Уважением
авторские права: на музыку (музыка в оригинале) имеет — композитор, на текст- поэт, автор стихов, на аранжировку-аранжировщик
За авторских прав договоренность должен быть с РАО за смежные права с ВОИС (если не самими авторами не т договоренномти) они осуществляют сбор и распределение вознаграждения в пользу авторов, исполнителей и изготовителей музыкальных произведений.
Смежные права на исполнение музыки принадлежит Музыканту, на текст певцу, а на фонограмму изготовителю фонограммы(аранжировщик)
С Уважением
Здравствуйте, Алексей!
Согласен с коллегой, несмотря на то, что большинство кавер-групп работает «по-черному», не оформляя никаких договоров с правообладателями или РАО, вероятность того, что «повезет» именно Вам исключать нельзя. Ответственность предусмотрена достаточно серьезная:
ГК РФ Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Что касается работы РАО с иностранными правообладателями, то вот информация с их сайта:
РАО заключило 190 договора о взаимном представительстве интересов со 120 иностранными авторско-правовыми организациями в 69 странах мира. Благодаря этому на территории России в области музыки РАО представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 миллионов зарубежных правообладателей.
С 1993 года РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК) — международной неправительственной организации, объединяющей большинство зарубежных организаций по управлению правами на коллективной основе.
rao.ru/index.php/ob-obshchestve/rao-segodnya
Поэтому, есть возможность урегулирования вопроса и в части исполнения зарубежных песен.
Попробуйте обратиться непосредственно туда, с ними уже будет предметный разговор.
И такая строчка в договоре на самом деле защищает меня от всех претензий правообладателей и перекладывает ответственность на заказчика? Или это просто отписка, которая может и не помочь?
Алексей
На взгляд ни от чего такая строчка особо не защищает, к сожалению. Хотя есть примеры, когда иски предъявляются непосредственно к организаторам мероприятия (как правило, когда исполнители теряются в неизвестном направлении).
По поводу фонограмм немного не понял. Минуса (фонограммы без голоса) можно скачать в интернете в свободном доступе. Практически всегда для популярной песни существует пара десятков минусов, чаще всего неоригинальных, записанных другими людьми. Сомневаюсь, что воис сотрудничает с таким количеством автором, да и сами авторы, думаю, не особо заботятся о сохранении своих смежных прав. Да и авторам они сами вряд ли что-то платят.
Алексей
Тут главный смысл в том, что исполняете чужое произведение, в какой оно обработке не важно, претензии будут именно от правообладателя произведения. Если те, кто делал переработку произведения (минусы, о которых Вы говорите) сами получали на это право по договору с первоначальным правообладателем, тогда, в теории и они могут предъявить Вам претензии.
Как я понимаю, РАО - это касается песен русских исполнителей. А как тогда быть с иностранными?
Скажите, пожалуйста, а какая примерно будет формулировка такого пункта в договоре?
Ещё добавлю — музыку вы как будете использовать? дело в том что фонограммами управляет др организация — воис.
Принцип с ними тот же самый, но управляют они уже смежными правами.