8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
500 ₽
Вопрос решен

Законность действий охранников в торговых центрах

Недавно появилася новый тренд, когда охранники торговых центров при входе в ТЦ требуют осморта внутреннего содержимого личных вещей: сумки или рюкзака. При отказе открыть, не дают пройти в ТЦ, ссылаясь на внутренний регламент ТЦ. При этом ничего не хотят слышать о том, что это незаконно. Как в таких случаях быть? Вызывать полицию на месте или писать заявление позже, или же подать в суд? Существует ли судебная практика по таким делам?

, Андрей, г. Москва
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5
Как в таких случаях быть? Вызывать полицию на месте или писать заявление позже, или же подать в суд? Существует ли судебная практика по таким делам?
Андрей

Андрей, добрый день. По сути — имеет место незаконный личный досмотр, правом проведения которого обладают сотрудники правоохранительных органов да и то в случаях оговоренных законом.

В данной ситуации стоит связаться с администрацией торгового центра для прояснения ситуации и объяснения причин в силу чего Вас не пускают в торговый центр.

0
0
0
0
Олег Феофанов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 9.7
Эксперт

Добрый день.

Осуществлять личный досмотр или досмотр вещей гражданина они не имеют права (только если Вы сами не согласились с таким досмотром).

теперь по поводу того, что они отказываются пропускать в ТЦ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1)требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях,а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
Как видите тут речь идет об осмотре (то есть внешнем осмотре) имущества и только если установлен пропускной режим.

Полагаю, что отказ пропускать в ТЦ по таким основаниям необоснован

0
0
0
0
Юлия Павлюк
Юлия Павлюк
Адвокат, г. Калуга
рейтинг 7.2

Здравствуйте, Андрей!

В обязанности охранника входит соблюдение требований должностной инструкции и правил пропускного режима, которые утверждаются в охраняемой организации. В целях исполнения этих обязанностей охранники имеют право требовать от посетителей соблюдения этих правил. Поэтому если и предъявлять какие-либо претензии, то не к ним, а к владельцам здания, с которыми заключен договор на оказание охранных услуг.

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Андрей.

В данной ситуации необходимо обратиться к положениям федерального законодательства регулирующего полномочия охранников, устанавливающего их права и обязанности при охране объектов.

Так, в соответствии со статьей 12.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Согласно Приказу МВД РФ от 22 августа 2011 г. N 960«Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны»:

11. Раздел II «Права» содержит перечень прав, которыми обладает частный охранник при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны. Приводится перечень прав, предусмотренныхстатьей 12.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Т.е. охранники согласно закону и инструкции не имею полномочий по проведению досмотра граждан и их вещей.

Следовательно, если охранники в случае проведения досмотра превышают свои полномочия, а согласно статье 203 Уголовного кодекса РФ:

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в полицию для проведения проверки по данному факту.

0
0
0
0
Александр Москвитин
Александр Москвитин
Юрист, г. Москва

Здравствуйте Андрей!

однозначно действия охранников не законны, поскольку досмотреть они могут только с вашего согласия, и вы только входите в ТЦ, а значит и вынести что — либо не могли, поэтому их требования необоснованны.

такие права есть у сотрудников полиции

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции»
право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых.

а также согласно ст. 12.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

В соответствии с договором на оказание
охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или
заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и
пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при
транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества
имеют право:
1) требовать от
персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и
пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного
режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны
противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять
допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим,
при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд
(выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на
объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на
объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр
въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных
средств, за исключением транспортных средств оперативных служб
государственных военизированных организаций, в случае возникновения
подозрения, что указанные транспортные средства используются в
противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны
(выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных
средств и имущества должен производиться в присутствии водителей
указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные
транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования
к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении
которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной
инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке
направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего
объекта охраны.
Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;
2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
4) незамедлительно
сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие
правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся
либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах,
создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Согласно данным нормам охранники ТЦ помимо соблюдения должностных инструкции должны еще не нарушать законные права и интересы граждан, то есть у них не было каких-либо оснований для не допуска граждан не согласившихся добровольно на личный досмотр (это не закрытое учреждение и не закрытый клуб какой-нибудь)поэтому можно смело писать жалобу, вызывать сотрудников полиции для обеспечения доступа граждан в ТЦ. Если администрация ТЦ никак не отреагирует, пишите заявление в суд о возмещении морального вреда в связи с нарушением ваших прав, предусмотренных. в том числе и Конституцией РФ.

0
0
0
0
Мария Иванова
Мария Иванова
Юрист, г. Оренбург

согласно Здравствуйте!

Согласно ст. 27.7. КоАП РФ:

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Так, согласно ст. 27.3. КоАП РФ:

Статья 27.3. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Таким образом, если охрану ТЦ осуществляет ведомственная охрана или вневедомственная. то осмотр личных вещей считаю правомерным, т.е. в соответствии со ст. 27.7. КоАП РФ — в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

0
0
0
0
Марина Болтунова
Марина Болтунова
Юрист, г. Москва
Существует ли судебная практика по таким делам?
Андрей

Здравствуйте. Нашла судебное постановление по схожему вопросу, где подобные действия признали незаконными.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2012 г. по делу N 33-7689
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Частная охранная организация „Карат“ и ГАУК РО „Ростовский государственный музыкальный театр“ о запрете осуществления личного досмотра граждан и досмотра вещей, находящихся при физическом лице.
В обоснование требований истец указал, что по результатам проверки в деятельности ООО „Частная охранная организация “Карат» выявлены нарушения Конституции РФ, КоАП РФ и Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Между ответчиками заключен договор на оказание охранных услуг от 01.11.2010 г. N 6, в соответствии с которым ООО «ЧОО „Карат“ должно обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим. Вместе с тем, сотрудники ООО „ЧОО “Карат» допускают превышение своих полномочий, выражающееся в осуществлении личного досмотра зрителей и гостей театра, а также их личных вещей.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил основания иска и требования, в соответствии с которыми исключил ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр» из числа ответчиков. Утверждая, что охранники осуществляют не только осмотр вносимого имущества, но и при срабатывании стационарных рамок металлодетектора или ручного металлодетектора неправомерно осуществляют досмотр вещей при физическом лице, истец просил суд признать незаконными и запретить действия ООО «Частная охранная организация „Карат“ по досмотру вещей, находящихся при физическом лице.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.04.2012 г. суд признал незаконными и запретил действия ООО „Частная охранная организация “Карат» по досмотру вещей при физическом лице в ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр».
В апелляционной жалобе ООО «ЧОО „Карат“ просит решение суда от 24.04.2012 г. отменить, ссылаясь на то, что суд не учел, что проводимый охранниками осмотр вносимого на объект охраны имущества не обладает признаками досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Осмотр вещей производится согласно ч. 3 ст. 12.1 Закона в целях безопасности граждан, и истец не доказал обоснованность и правомерность заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих при апелляционном рассмотрении дела, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленный в судебном порядке досмотр вещей, находящихся при физическом лице — посетителе театра неуполномоченными на то лицами нарушает конституционные права граждан.
Оценка доказательств по существенным обстоятельствам дела и их правовая квалификация свидетельствует о том, что выводы суда о правомерности и обоснованности требований прокурора являются правильными.
Установлено, что на основании обращения гр. Б. о незаконном осуществлении в отношении ее личного досмотра охранниками в театре прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка, которая и послужила поводом для обращения в суд.
Согласно материалам дела, 01.11.2010 г. между ООО Частная охранная организация „Карат“ и ГАУК „Ростовский государственный музыкальный театр“ заключен договор N 6 об оказании охранных услуг (л.д. 27). В соответствии с договором общество на возмездной договорной основе оказывает театру услуги. Так, в п. 2.2 договора исполнитель обязан обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим при входе на объект охраны. ООО ЧОО „Карат“ осуществляет частную охранную деятельность на основании Лицензии от 05.04.2010 г. N 806, выданной ГУВД по РО, сроком действия до 05.04.2015 г.
Из письменного обращения гр. Б. по электронной почте от 21.11.2011 г. следует, что при посещении по абонементу театра в холле камерной сцены при срабатывании рамки металлоискателя охранники производят досмотр сумок зрителей. На ее отказ 12.11.2011 г. предъявить к досмотру сумку (открыть сумку и предъявить ее содержимое) и вызвать сотрудников полиции охранник ответил отказом и не пропустил ее в театр (л.д. 7).
Согласно объяснениям М.Н. — начальника службы охраны от 21.12.2011 г. охранниками дежурной смены обеспечивается пропуск и обязательная проверка зрителей с использованием имеющихся средств обнаружения оружия, взрывчатых устройств и веществ. Сотрудниками осмотры граждан и их личных вещей производятся только в случае срабатывания стационарных рамок металлодетектора или ручного металлодетектора. Данный осмотр необходим в целях осуществления безопасности посетителей театра и сохранности имущества театра. При каждом проходе зрителей в здание театра, как правило, имеются граждане, в отношении вещей которых срабатывают специальные устройства. Таких граждан охранники просят выложить металлические предметы из одежды или ручной клади. При повторном срабатывании металлодетектора охранники ООО ЧОО „Карат“ просят открыть и показать содержимое сумок. Кроме того, М.Н. указал, что самостоятельно предметы из одежды или ручной клади сотрудники охраны не достают (л.д. 9).
Аналогичные объяснения дал заместитель генерального директора по работе с персоналом ООО ЧОО „Карат“ С.
При апелляционном рассмотрении дела представитель общества фактически подтвердил эти обстоятельства, пояснив, что если гражданин отказывается от проверки содержимого его вещей, то его не пропускают в здание театра.
Правовое регулирование частной охранной деятельности регламентируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) „О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“. В силу указанного Закона частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется (ст. 1).
Исходя из этих положений Закона существенным для правильной квалификации настоящего предмета судебного разбирательства, в том числе по поводу оценки правомерности оспариваемых действий ответчика в рамках оказания охранных услуг, являются следующие положения Закона:
— пропускной режим — это порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 Закона).
— к видам охранных услуг относится, в том числе, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (п. п. 5, 6 ст. 3 Закона).
Для достижения ЧОО целей по защите законных прав и интересов клиентов ст. 12.1 указанного Закона четко и недвусмысленно определяет права и обязанности частных охранников. Так, в п. 3 и п. 5 указанной статьи предписано, что частные охранники имеют право:
— производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество (п. 3);
— оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач (п. 5).
В положениях указанной статьи Закона также предписано, что частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны, в том числе: соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц; обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств; незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей.
Таким образом, при системном толковании норм указанного Закона усматривается следующее.
Фактические обстоятельства дела, подтверждаемые достаточной совокупностью доказательств, свидетельствуют о том, что частные охранники без предоставленных на то законом полномочий в правовом смысле проводят не осмотр вносимых на объект охраны имущества (как внешнее визуальное рассмотрение вещей), а именно досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Речь идет о фактическом обследовании вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности с помощью простых поверхностных приемов, не сопряженных с нарушением их внешнего вида.

Оспариваемые истцом конкретные действия частных охранников ЧОО „Карат“ не могут оцениваться как осмотр вносимого на объект охраны имущества. Это связано с тем, что при срабатывании металлодетектора ими предъявляется требование к посетителю-зрителю выложить металлические предметы из одежды или ручной клади, а при повторном срабатывании металлодетектора — открыть и показать содержимое вещей, а в противном случае — запрещается проход в здание театра.
В рамках оказания охранных услуг по обеспечению порядка в театре и обеспечению пропускного режима эти действия не предполагают достижение целей по защите законных прав и интересов театра (клиента). Без установленных на то законом оснований, рассматриваемые действия частных охранников фактически находятся в рамках публичной сферы административных правоотношений и отношений по поводу защиты публичных интересов граждан в сфере безопасности. Однако действующим законодательством такие правомочия публично-властного характера частным охранникам не предоставлены.Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, в правовом смысле оценивается двояко: мера по обеспечению производства по делу об административном правонарушении; принудительная мера, не связанная с административным правонарушением, осуществляемая на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В рассматриваемом случае, сотрудники ЧОО „Карат“, оказывая охранные услуги по договору и осуществляя досмотр вещей, находящихся при физическом лице, фактически решают для себя задачи по пресечению противоправного поведения посетителей театра, неправомерно возложив на себя функции должностных лиц, указанных в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, а также по немедленной защите в театре публичных интересов граждан в сфере безопасности. Однако Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) „О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“ указанные задачи не предусмотрены.
При этом следует иметь ввиду, что КоАП РФ является, по сути, основным нормативно-правовым актом, определяющим состояние общественной безопасности в государстве, а вопросы защиты публичных интересов граждан в сфере безопасности регулируются специальными законами, к которым Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 отношения не имеет, поскольку предназначен для регулирования иных особых частно-правовых договорных отношений. Кроме того, позиция о том, что частная охранная деятельность не является правоохранительной, нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32-О.
Исходя из вышеизложенного, следует считать, что оспариваемые действия властного характера ответчика противоречат ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и нормам указанного Закона. Они свидетельствуют о несоблюдении частными охранниками с ведома и по указанию руководства ЧОО „Карат“ конституционных прав и свобод человека и гражданина, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении иска является обоснованным и законным.
Доводы апелляционной жалобы и объяснения в суде второй инстанции представителей апеллятора и 3-его лица не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они основаны на неправильном понимании действующего законодательства и его некорректном применении для оценки частно-правовых и публично-правовых обстоятельств дела. Нарушений материальных и процессуальных норм, влекущих отмену решения суда, не установлено. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО „Частная охранная организация “Карат» — без удовлетворения.
1
0
1
0
Любовь Кузьменко
Любовь Кузьменко
Юрист, г. Краснодар

Я согласна с коллегой Мысовским о том, что требования должны предъявляться не

к охранникам, а к торговому центру, который заключил договор на оказание охранных услуг. Я усматриваю здесь нарушение Закона о защите прав потре-

бителей, а именно ст.16 ч.1 согласно которой условия договора, ущемляющие

права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами

или иными правовыми актами РФ признаются недействительными. Внутренний регламент ТЦ не должен содержать нормы, ограничивающие право потребителя на доступ в торговое помещение в период установленного режима работы (ст.11), а также фактически на отказ предоставить информацию о продаваемых товарах (ст.12 ч.1 ) Вы можете зафиксировать факт отказа допустить вас в торговый зал без досмотра с помощью фото или видеофиксации, свидетелей и обратиться в суд с иском о защите прав потребителя, компенсации морального вреда на основании ст.15 Закона о защите прав потребителей.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Военное право
Я страдаю лудоманией, служу офицером в вс РФ, могу ли я лечь в реабилитационный центр и на каких основаниях?
Я страдаю лудоманией, служу офицером в вс РФ, могу ли я лечь в реабилитационный центр и на каких основаниях?
, вопрос №4049015, Максим, г. Москва
Социальное обеспечение
Я работаю мед сестрой в детском реабилитационном центре для детей инвалидов, он находится в городе с населением 16000.Положены ли таким медикам спец.выплаты с 1 апреля
Я работаю мед сестрой в детском реабилитационном центре для детей инвалидов, он находится в городе с населением 16000.Положены ли таким медикам спец.выплаты с 1 апреля.
, вопрос №4048766, Татьяна, г. Миасс
Трудовое право
Каким- законом я могу воспользоваться, чтобы напомнить им, что это не совсем законно и несет вред моему здоровью
Добрый день,у меня следующий вопрос. Я работаю на одном из корнеров (островков)в торговом центре. Администрация тц дает максимальный перерыв в 20 минут. На обед этого времени не хватает. Каким- законом я могу воспользоваться,чтобы напомнить им,что это не совсем законно и несет вред моему здоровью
, вопрос №4048488, Диана, г. Хабаровск
Уголовное право
Здравствуйте мне бы хотелось перевестись с одного исправительного центра в другой у меня принудительные работы, я бы хотел увидеть образец заявления о переводе
Здравствуйте мне бы хотелось перевестись с одного исправительного центра в другой у меня принудительные работы, я бы хотел увидеть образец заявления о переводе
, вопрос №4048475, Александр, г. Бодайбо
Уголовное право
Здравствуйте я нахожусь в исправительном центре в кабардино балкарской республики прописан в Курганской
Здравствуйте я нахожусь в исправительном центре в кабардино балкарской республики прописан в Курганской области написал заевлееие о переводе пришол отказ сказали мест нету куда дальше оброщаться подскажите пожалуйста.
, вопрос №4047239, Роман, г. Ангарск
Дата обновления страницы 17.05.2016