Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как реагировать на внезапную проверку общественной организацией?
Коллеги, добрый вечер.
Являюсь владельцем салона красоты (ногтевой сервис, парикмахерская, солярий и расслабляющий массаж) в Подмосковьи (индивидуальный предприниматель один год).
Несколько вопросов:
1. Сегодня нагрянули проверяющие из МРОО "Центр содействия защите прав потребителей и предпринимателей" (ИНН 7716451208). По их словам на нас была жалоба от когото.
Меня не было на месте, но по словам моего администратора они вели себя очень нагло и провоцировали на конфликт. Кроме всего прочего они (две женщины) были не опрятными (от них воняло перегаром, пОтом и пальцы рук были очень грязными). Администратор вела себя очень корректно, что проверяющих бесило еще больше.
Они проверили документы на косметическую продукцию, наличие уголка потребителя, наличие дизинфицирующих средств (аламинол, эстилодез), наличие аптечек, наличие дипломов о мед.образовании массажистов. В итоге написали акт общественного контроля (в нем перечислили некоторые косметические средства и прописали, что не установлены на них маркировка, срок действия, сертивикаты, изготовитель) с указанием прочих нарушений - нет бейджиков, нет сертификатов, дипломов, сертификатов качества (просто их администратор не предъявил).
На словах сказали, что в трехдневный срок им необходимо предоставить следующие документы:
- сертификаты врача, среднее мед.образование массажистов, сертификаты на продукцию.
В самом акте написано, что они оказывают юридические консультации и если не будут устранены нарушение в 7-дневный срок, то они могут обратиться в суд на нарушение прав неопределенного круга потребителей.
Сейчас подготовил все копии документов и повезу им на днях.
Как мне стоит воспринимать такие визиты? на сколько они провомочны?
2. Каких проверяющих стоит бояться (в хорошем смысле слова) и пускать "на порог", а каких нет? Сейчас развелось много желающих заработать на юридической безграмотности ИП. Хочу сделать небольшую инструкцию для администраторов, чтобы они это понимали.
3. Они пытались предраться к солярию, но администратор сказала, что он уже давно не работает. Нужна ли лицензия на солярий и каковы могту быть претензии к нему если
лампы новые и есть соответствующие сертификаты на них и сертификат на замену ламп?
4. Насколько сложно и сколько может стоить услуга по получению лицензии на эстетическую косметологию?
Здравствуйте, Игорь! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.
Здравствуйте, Игорь! Ответ на ваш вопрос уже готовится и будет представлен в ближайшее время.
Полномочия общественных организаций прав потребителей указаны в Законе «О защите прав потребителей»
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
[Закон РФ «О защите прав потребителей»] [Глава IV] [Статья 45]
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
Исходя из данного положения, организации защит прав потребителей, могут требовать только те документы, которые может требовать любой покупатель (клиент), т.е. документы на продукцию (сертификаты, если они имеются, или если они обязательно для данного товара) лицензии если они обязательны.
В самом акте написано, что они оказывают юридические консультации и если не будут устранены нарушение в 7-дневный срок, то они могут обратиться в суд на нарушение прав неопределенного круга потребителей. Сейчас подготовил все копии документов и повезу им на днях. Как мне стоит воспринимать такие визиты? на сколько они провомочны?
Игорь
Их визит правомочны. В Вашем случае самым важным вопросом является нужна ли лицензия на массаж.
приведу один выводов по данному вопросу
В.Солопейкину, юристу ЗАО «Юридическая фирма „КЛИФФ“ и Подготовлен для системы КонсультантПлюс,
Вопрос: Можно ли открыть массажный кабинет при парикмахерской без медицинской лицензии?
Ответ: Оказание массажных услуг относится к медицинской деятельности, поэтому подлежит обязательному лицензированию. Однако в судебной практике встречается и другая точка зрения.
Обоснование: Согласно пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ „О лицензировании отдельных видов деятельности“ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Услуги по медицинскому массажу входят в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
В то же время согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (далее — Классификатор), выделяются бытовые и медицинские услуги.
Классификатором установлено, что массаж (код 019201) относится к прочим услугам, оказываемым в банях и душевых (код 019200). Кроме того, Классификатор относит к услугам парикмахерских массаж лица и шеи (код 019326), комплексный уход за кожей лица, включающий чистку, массаж, нанесение маски, макияж (код 019327), гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук (код 019329), а также смягчающие, тонизирующие ванночки и массаж ног (код 019332). Все эти услуги квалифицированы как бытовые (код 010000).
Таким образом, Классификатор относит перечисленные виды массажа к бытовым услугам в случае, если они предоставляются в банях и душевых, а также в парикмахерских.
В связи с этим в судебной практике встречается мнение, что массажные услуги не подлежат лицензированию, если не подпадают под понятие медицинских услуг. В частности, об этом говорится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.09.2008 N Ф04-5348/2008(11771-А75-29).
Однако в подавляющем большинстве случаев суды исходят из того, что массаж по определению относится к медицинским услугам, даже если данный вид деятельности осуществляется в парикмахерской, салоне красоты и т.п.
Таким образом, оказание массажных услуг без лицензии может повлечь для организации или индивидуального предпринимателя административный штраф по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-1461/2009(2147-А03-32), ФАС Уральского округа от 16.11.2009 N Ф09-8915/09-С1).
Так что Вам лучше либо прекращать заниматься массажем, либо получать лицензию.
Если смотреть сборник решений судов http://sudact.ru/, то видно что МРОО „Центр содействия защите прав потребителей и предпринимателей“ действительно часто обращаеться в суды по подобным ситуациям как у Вас.
Если Вы не предоставите им медицинскую лицензию на массаж, то они могут направить данные материалы в Роспотребнадзор и Прокуратуру, а так же обратиться в суд. Поэтому попытайтесь урегулировать вопрос мирно.
2. Каких проверяющих стоит бояться (в хорошем смысле слова) и пускать „на порог“, а каких нет? Сейчас развелось много желающих заработать на юридической безграмотности ИП. Хочу сделать небольшую инструкцию для администраторов, чтобы они это понимали.
Игорь
Если к Вам пришел проверяющий сотрудник госслужбы (прокуратура, Роспотребнадзор и т.), то обязательно пускай предоставят документы личности (удостоверение), а ваши сотрудники обязательно запишут данные лица и номер удостоверения. Если пришли общественные организации, то пускай любые акты подписывает наиболее грамотный сотрудник (администратор) лучше подписать акт, и в нем же указать с чем именно не согласны в данном акте.
3. Лицензия на солярий не требуется.
4. Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 г. N 323 косметология относится к медицинскому виду деятельности и подразделяется на 2 вида:
- косметологию (терапевтическую);
- косметологию (хирургическую).
на эстетическую косметологию лицензия не нужна.
Если у Вас есть вопросы, задавайте.
Спасибо, жду.
Данные требования незаконны и Вы не обязаны их исполнять, так письмо Роспотребнадзора "О полномочиях общественных объединений потребителей" 29.06.2005 № 0100/4938-05-32 разъясняет круг полномочих таких общественных организаций
таким образом предъявлять истребованные у Вас сертификаты и дипломы МРОО было не вправеПри этом накладывать какие либо штрафы, санкции и иные меры воздействия общественные организации не вправе
Проводить именно полную проверку деятельности может только Роспотребнадзор, прокуратура и ИФНС, но при этом о такой проверке Вас обязаны предупредить заранее
Это зависит от того, какие именно косметологические услуги вы оказываете
так как имеется перечень услуг именно подлежащих лицензированию