Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Покупатель оформил заказ и оплатил его, но Яндекс заказ не доставил, отменил его с пометкой заказ утерян и вернул покупателю деньги, уведомления и т.п
Здравствуйте!
У нас сложилась следующая ситуация.
В качестве ИП я продаю товары на Яндекс Маркете.
С одним заказом сложилась следующая ситуация.
Покупатель оформил заказ и оплатил его, но Яндекс заказ не доставил, отменил его с пометкой заказ утерян» и вернул покупателю деньги, уведомления и т.п. мы не получали, а заметили спустя несколько месяцев данную ситуацию.
Написали претензию в Яндекс о возврате денег, так как ситуация очевидна и подтверждена самим Яндексом.
Но на претензию получили отказ, Яндекс ссылается на пункт соглашения, где указано, что в случае утери товара, мы должны были обратиться в течении семи дней.
У меня вопрос, можно ли истребовать денежные средства сославшись на статьи законодательства РФ?
Здравствуйте! В вашем случае истребовать денежные средства можно, при этом практика является противоречивой. В целом, суды сходятся на том, что для предъявления требования о возврате средств, нужно иметь документы о приемке товара маркетплейсом (бумажные либо информация из личного кабинета).
Тот факт, что Яндекс ссылается на срок уведомления, считаю злоупотреблением права со стороны Яндекса. Согласно ст. 10 ГК РФ,
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
В целом же, истребовать можно как денежные средства, так и упущенную выгоду.
Для истребования денежных средств можно сослаться на следующие пункты закона.
ч. 1 ст. 996 ГК РФ — Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
ч. 1 ст. 998 ГК РФ — Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.
ч. 1 ст. 1064 ГК РФ — Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
ст. 15 ГК РФ -
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В ответ на довод Яндекса о пункте договора о сроках уведомления об утере можно сослаться на следующую статью:
ст. 10 ГК РФ — Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Отдельно отмечу, что поскольку в силу статьи 15 ГК РФ утрата имущества считается убытками, а лицо, причинившее убытки, обязано их возместить, то право лица на возмещение убытков не может быть ограничено договором.
Для решения данного вопроса будет полезно воспользоваться практикой: А41-103183/22, А41-81124/23, А41-70088/2023, А41-59502/23.
Также, за дополнительными вопросами вы вправе обратиться в чат к любому юристу, в том числе, мне.
Здравствуйте.
У меня вопрос, можно ли истребовать денежные средства сославшись на статьи законодательства РФ?
Ссылка со стороны Яндекс Маркета на пропуск срока звучит некорректно, поскольку значение в данном случае имеет не срок и его возможное истечение, а обоснованность самого требования. К слову, нормы о 7-дневном сроке именно для случаев утери товара в их оферте я не нашел, поэтому, если у Вас есть ссылка на тот документ, о котором они говорят, можете скинуть.
Различные сроки для предъявления требований установлены законодательством (сроки исполнения обязательств, исковой давности и пр.) и здесь они не упущены. Тем более это касается случаев неуведомления Вас об утере товара, то есть фактической невозможности для Вас предъявления требования. Закон такую логику подтверждает и поэтому, например, для срока исковой давности устанавливает правило, что он может течь только тогда, когда другое лицо знает или должно знать о нарушении своих прав.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статья 200 ГК РФ.
Что касается самого требования, если площадка действительно потеряла товар, она не может Вам отказать в возмещении, даже если это обозначено в оферте. Иное нарушало бы и общие принципы гражданского законодательства,
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статья 1 ГК РФ.
и специальные положения в части невозможности отказа от исполнения обязательства, договорной и законной ответственности.
Здравствуйте.
Если Ваши отношения строились по модели FBS (продажа с фулфилментом магазина), эта норма в оферте есть:
При этом в пункте 6.3. установлено
Мне кажется несколько нелогичным, что документ претензионного характера («претензия») является основанием для применения возмещения. Не углубляясь в юридические тонкости моей личной оценки всех норм, скажу, что все вышеизложенное мною в силе и сейчас наиболее оптимально, на мой взгляд — направить претензию в рамках пункта 6.3. и указать, что срок в данном случае нужно считать не с планируемой даты поставки, а с момента, когда Вы узнали об утрате товара. Укажите, что Вы как более слабая сторона данных правоотношений, не имеющая непосредственного доступа к информации о доставке товара, не знали и не могли знать о его утере.
Далее у них 30 дней (не указано, каких, рабочих или календарных) на рассмотрение. А там уже нужно будет действовать по содержанию результата рассмотрения.