8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
386 ₽
Вопрос решен

Возможно ли включить в педстаж именно в пед

Возможно ли включить в педстаж (именно в пед. а не общий) период работы в Кыргызстане с 15.08.1992 по 20.08.2006 г.? Нужно это для выхода на пенсию по выслуге т.к общий пед. стаж в этом случае совместно с Российским будет более 25 лет.

В Пенсионном фонде сказали, что периоды работы в Кыргызстане не могут быть засчитаны в стаж пед. деятельности, т.к институт досрочных пенсий там отменён.

Из Киргизии имеются документы: архивная справка, информация из личного страхового счёта с указанием страховых взносов, пенсионных взносов, годовой зп.

Есть ли у меня варианты?

Показать полностью
, Аркадий, г. Иркутск
Галина Гудкова
Галина Гудкова
Адвокат, г. Москва

В судах РФ практика положительная по включению в педстаж периодов деятельности в Кыргызстане.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 апреля 2023 г. по делу N 88-6171/2023

Дело N 2-2115/2022

УИД 74RS0002-01-2022-000062-90

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И., судей Грудновой А.В., Ложкаревой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2115/2022 по иску М. к Государственному учреждению — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области) о зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., возражения М., ее представителя Ф., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила:

М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области) о признании незаконным решения от 20 октября 2021 года N 210000096448/593621/21, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан, с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду акционерного общества закрытого типа «Русь», с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года заместителем директора по информатизации в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша; с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 15 августа 2021 года.

Требования мотивированы тем, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 20 октября 2021 года в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии. Считает, что спорные периоды незаконно не включены в ее специальный стаж, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, чем нарушено ее право на пенсионное обеспечение.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года исковые требования М. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 20 октября 2021 года в части отказа в зачете М. в педагогический стаж периодов работы в детском саду N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан, в детском саду акционерного общества закрытого типа «Русь», периоды работы по совместительству в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша. На Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность включить М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года в должности воспитателя и заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан; с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года в должности воспитателя детского сада акционерного общества закрытого типа «Русь»; с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству в качестве учителя географии в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша. На Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность назначить М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права — с 03 марта 2022 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований о возложении на Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанности засчитать в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 23 июля 1994 года по 15 августа 1994 года в должности воспитателя, заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан. В указанной части вынесено новое решением, которым в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области — без удовлетворения.

В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года, как незаконных, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В доводах кассационной жалобы повторяет свою позицию, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций. Указывает, что период работы М. с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду закрытого акционерного общества «Русь» не подлежит зачету в специальный стаж, так как Списком от 06 сентября 1991 года N 463 и постановлением Совета Министров РСФСР от 09 сентября 1991 года N 463 не предусмотрены закрытые акционерные общества. Отмечает, что при разрешении спора не подлежало применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, поскольку на момент вынесения решения об отказе М. в назначении пенсии с 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение от 20 декабря 2019 года. Названное соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсии гражданам государств-участников и членам их семей, каждой договаривающейся стороны исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного Соглашения. При этом, за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, то есть по 12 марта 1992 года. Пенсионным органом данное требование исполнено, в льготный стаж М. засчитан период работы с 31 августа 1990 года по 12 марта 1992 года. Оснований для включения в льготный стаж периодов работы после 13 февраля 1992 года не имеется, так как при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости граждан, прибывших из государств-участников международных соглашений в области пенсионного обеспечения, основанных на территориальном принципе, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения. Однако пенсионным законодательством Республики Кыргызстан не предусматривалось и не предусматривается предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам. Кроме того, на рассмотрение судов не предоставлено сведений об уплате М. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что является одной из причин отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1992 года по 22 июля 1994 года воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан. Считает, что судом апелляционной инстанции необоснованно сделан вывод о том, что архивная справка Жалал-Абадского областного государственного архива N ОЧ-2/4542 от 25 октября 2019 года подтверждает начисление М. заработной платы с отчислениями в Пенсионный фонд. Полагает, что названная справка уплату взносов в Пенсионный фонд не подтверждает ввиду отсутствия в ней соответствующей графы. Периоды работы с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года, с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша необоснованно учтены в стаж педагогической деятельности, так как данная работа, в силу положений статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации, является работой по совмещению, а не по совместительству. Кроме того, работодателем период работы с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года отражен в индивидуальном (лицевом) счете как работа на общих основаниях без кода педагогической деятельности. Также в жалобе заявитель указывает на допущенные судом апелляционной инстанции в тексте судебного акта описки, которые, по его мнению, существенно влияют на его законность. Полагает, что при наличии таких описок, судебный акт не может быть признан законным.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 августа 2021 года М. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области N 210000096448/593621/21 от 20 октября 2021 года М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. По подсчетам пенсионного органа продолжительность специального стажа М. составляет 21 год 05 месяцев 18 дней.

В стаж педагогической деятельности М. не включены следующие периоды работы: с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан; с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду акционерное общество закрытого типа «Русь»; с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года заместителем директора по информатизации в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша; с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии в муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша.

31 августа 1990 года М. принята на работу в детский сад N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан воспитателем, с 01 декабря 1993 года назначена заведующей детским садом N 5, с 15 августа 1994 года уволена по собственному желанию. С 23 июля 1994 года принята на работу в акционерное общество закрытого типа «Русь» воспитателем, с 05 сентября 1994 года переведена в Целинную среднюю школу. С 15 августа 2005 года принята на должность старшей вожатой на 1,5 ставки в муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 3» г. Аша, с 04 сентября 2007 года назначена заместителем директора по информатизации с 01 сентября 2007 года, с 01 сентября 2010 года переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя географии.

Не соглашаясь с принятым пенсионным органом решением, ссылаясь на то, что подсчет ее специального стажа произведен пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает право на досрочное пенсионное обеспечение, М. обратилась в суд.

Разрешая требования М. в части включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года в должности воспитателя, заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» Республики Кыргызстан, суд первой инстанции, с которым в данной части согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статье 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, исходил из того, что вышеуказанным международным Соглашением предусмотрен территориальный принцип назначения пенсии — по законодательству государства, на территории которого назначается пенсия. Установив, что должность и учреждение, в которых работала М. в спорный период, предусмотрены Списком 1991 года, пришел к выводу о том, что правовых оснований для исключения вышеуказанного периода работы М. из стажа педагогической деятельности у пенсионного органа не имелось.

Принимая решение, суд первой инстанции, указал, что отсутствие на территории Республики Кыргызстан института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, М. проживает на территории Российской Федерации, ее пенсионные права подлежат определению в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Пенсионным органом в добровольном порядке включен в педагогический стаж период аналогичной работы М. в должности воспитателя, заведующей детским садом N 5 шахты «Кок-Янгак» с 31 августа 1990 года по 12 марта 1992 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования М. в части включения в специальный стаж периода работы с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года в должности воспитателя в детском саду акционерного общества закрытого типа «Русь», суд первой инстанции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2001 года N 310-О, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, исходил из того, что согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 педагогическая деятельность в детских садах всех наименований в должности заведующего детским садом, воспитателя дает право на назначение досрочной пенсии. При этом, в стаж, дающий право на выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренные списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Ведомственная принадлежность учреждений для детей не влияет на право на пенсию за выслугу лет, если эти образовательные учреждения предусмотрены оспариваемым списком.

Проанализировав записи в трудовой книжке М., архивные справки Архивного отдела администрации Брединского муниципального района Челябинской области, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что в спорный период М. осуществляла трудовую деятельность в детском саду в должности воспитателя, наименование должности и наименование учреждения предусмотрено Списком, в связи с чем, указанный период подлежит включению в стаж педагогической деятельности М.

Удовлетворяя требование М. в части включения в специальный стаж периодов работы с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии и учителем информатики в муниципальном казенном образовательном учреждении „Средняя общеобразовательная школа N 3“ г. Аша, суд первой инстанции, с которым в данной части также согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав штатные расписания, тарификационные списки, табели учета рабочего времени за 2006 — 2010 года, пришел к выводу о том, что М. в указанный период осуществляла преподавательскую деятельность по совместительству в качестве учителя географии и учителя информатики с продолжительностью рабочего времени более 18 часов в неделю, что соответствует утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Установив, что общая продолжительность специального стажа М. по состоянию на 02 сентября 2020 года, с учетом спорных периодов, составляет 25 лет, чего с учетом переходных положений не достаточно для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона „О страховых пенсиях“ с даты обращения с заявлением об ее назначении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, принял решение о возложении на пенсионный орган обязанности назначить М. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 03 марта 2022 года.

Как уже указывалось выше, суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Вместе с тем указал на незаконность вывода суда первой инстанции в части двойного включения совпадающих периодов работы М. с 23 июля 1994 года по 15 августа 1994 года как в должности заведующей детским садом N 5 шахты „Кок-Янгак“ Республики Кыргызстан, также и в должности в должности воспитателя детского сада акционерного общества закрытого типа „Русь“. В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции принято решение об отмене в части состоявшегося судебного акта с принятием в указанной части нового решения об отказе М. в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 23 июля 1994 года по 15 августа 1994 года в должности заведующей детским садом N 5 шахты „Кок-Янгак“ Республики Кыргызстан в стаж педагогической деятельности. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба пенсионного органа без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что выводы судов основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке судами доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ „О страховых пенсиях“ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ „О страховых пенсиях“ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ „О страховых пенсиях“ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту „м“ пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 „О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение“ при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 — для учета деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 — для учета деятельности, имевшей место за период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 — за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 „О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства“) — применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В разделе „Наименование учреждений“ Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, в числе учреждений указаны школы и детские сады. В разделе „Наименование должностей“ указаны заведующие, воспитатели.

Пунктом 1 раздела „Наименование должностей“ Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены должности директора (начальника, заведующего), воспитателя, учителя, а пунктами 1.1, 1.8 раздела „Наименование учреждений“ этого же списка — общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований; дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований.

Разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в период с 13 марта 1992 года по 22 июля 1994 года М. работала воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты „Кок-Янгак“ Республики Кыргызстан, наименование учреждения и наименование должности соответствуют приведенным Спискам. При этом трудовая деятельность протекала на территории иностранного государства, являющегося участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Не смотря на то, что спорный период работы истца имел место после 13 марта 1992 года, в соответствии с пенсионным законодательством Республики Кыргызстан не предусматривается назначение досрочных пенсий педагогическим работникам, однако в настоящее время М. является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и продолжает осуществлять педагогическую деятельность, указанное является основанием для признания за ней права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает вывод судов о наличии возможности включения в специальный стаж истца работы на территории Республики Кыргызстан обоснованным, а доводы кассационной жалобы ответчика об обратном в данной части несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ „О страховых пенсиях“ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ „Об основах обязательного социального страхования“, Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ „О страховых пенсиях“, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами — участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств — участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства — участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы ответчика о том, что специальный стаж истца, приобретенный на территории Республики Кыргызстан, может быть учтен только до распада СССР, остальной стаж не может быть принят во внимание, поскольку в Республике Кыргызстан отменен институт досрочных пенсий для педагогов, спорный период может быть включен в специальный стаж только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не основаны на законе.

При разрешении спора суды правильно исходили из того, что специальный стаж истца может быть исчислен по законодательству Российской Федерации. Учитывая, что в период с 13 марта 1992 года по 22 июля 1994 года истец работала воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты „Кок-Янгак“ Республики Кыргызстан, то есть в должности и в учреждении, предусмотренных как действующим в период работы истца Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и действующими в настоящее время Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, суды приняли обоснованное решение о зачете данного периода работы в специальный стаж истца.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что М. выполняла работу, не дающую в Республике Кыргызстан в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и не могла рассчитывать на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству в Республике Кыргызстан, а также о том, что М. обратилась за назначением пенсии в период действия Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, подписанного в том числе Республикой Кыргызстан, вступившего в силу с 1 января 2021 года, согласно которому периоды работы истца на территории Республики Кыргызстан могут быть засчитаны в РФ.

Р?

0
0
0
0
Виталий Працко
Виталий Працко
Юрист, г. Калининград

Здравствуйте, уважаемый Аркадий!              

В данном случае, с правовой точки зрения льготной пенсии в РФ не будет, педагогу засчитают стаж работы в Кыргызской Республике (Кыргызстан) при назначении страховой пенсии по старости. Но изменились правила.

Ранее порядок учета трудового стажа, приобретенного в период существования СССР, в целях назначения пенсии регулировалось Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года.

Соглашением было предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ Российская Федерация перестала быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023 года. Это означает, что стаж, заработанный до 13.03.1992 года в каком-либо из названных государств, при назначении пенсии начиная с 01.01.2023 года учитываться более не будет.

Хотя и в настоящее время новые межгосударственные соглашения уже подписаны между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией (в рамках ЕАЭС).

Уже же назначенные по правилам Соглашения пенсии пересчитываться не будут.

Таким образом, с юридической точки зрения, иного пути защиты и решение вопроса о включения в педстаж (именно в педагогический стаж) период работы в Кыргызстане в период начиная с 15.08.1992 по 20.08.2006 г.возможно решить только исключительно в судебном порядке. 

Других вариантов, к сожалению не видно.

Всего доброго Вам! 

Рад был помочь, уважаемый Аркадий!      

0
0
0
0

В дальнейшем, Вы можете обращаться ко мне в личный чат юриста по любым вопросам (в том числе по подготовке правовых документов, заявлений, жалоб, досудебных претензий, исков и т.д.).

Удачи!

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.9
Эксперт

Здравствуйте Аркадий.

… включить в педстаж (именно в пед. а не общий)

Общие положения закрепляет Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ  «О страховых пенсиях» и его  Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии, можете ознакомиться полностью по следующей ссылке:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/f663a5b24001526e74be67ac795010db56c5b62a/

Из статьи следует:

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста...

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

Далее я продолжу в следующем ответе ниже.

0
0
0
0

С учётом моего ответа выше далее:

В Пенсионном фонде сказали, 

С 2023 года создан вместо ПФР-Пенсионного фонда РФ и ФСС- фонда социального страхования, фонд пенсионного  и социального страхования т.е. социальный фонд РФ, официальная ссылка:https://sfr.gov.ru

Выше Вам привели судебное решение основанное на  Соглашении  от 13 марта 1992 года, но оно было денонсировано, т.е. уже не применяется.

Можете ознакомиться полностью по следующей ссылке:

Подписан закон о денонсации соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения -http://www.kremlin.ru/acts/news/68640

период работы в Кыргызстане с 15.08.1992 по 20.08.2006 г.? Нужно это для выхода на пенсию по выслуге т.к общий пед. стаж в этом случае совместно с Российским будет более 25 лет.

что периоды работы в Кыргызстане не могут быть засчитаны в стаж пед. деятельности, т.к институт досрочных пенсий там отменён.

В настоящее время действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза, можете ознакомиться полностью по следующей ссылке:https://docs.cntd.ru/document/564161102

Из статьи 3 Соглашения следует:

1. Формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется .....на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.

Т.е. это означает, что  стаж включается  .также  на тех же условиях и  порядке, что и в государстве трудоустройства согласно его законодательству.

Следовательно, если в Республике Кыргызстан  институт досрочных пенсий там отменён, это уже  не представляется возможным.

Далее я продолжу в следующем ответе ниже.

0
0
0
0

С учётом моих ответов выше далее:

Есть ли у меня варианты?

Соответствующие разъяснения приведены по следующей официальной ссылке социального фонда РФ:

При определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации гражданам, имеющим стаж льготной работы на территориях других государств необходимо учитывать наличие или отсутствие института досрочных пенсий.

Если же института досрочных пенсий нет, то

в специальном стаже учитывается период не более, чем до даты отмены досрочных пенсий.-https://sfr.gov.ru/branches/spb/news~2017/07/20/139469

Т.е. периоды до отмены досрочных пенсий в Кыргызстане. Вам обязаны зачесть, и если в этом отказано, то именно  такой отказ вы можете оспорить в судебном порядке.

Вы указали:

период работы в Кыргызстане с 15.08.1992 по 20.08.2006 г.

Так вот период работы до отмены там пенсий, входит в специальный стаж педагогической пенсии. после отмены уже нет.

Образец иска можете посмотреть по следующей официальной ссылке одного из судов РФ:http://pechorsky.psk.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=249

Свои уточнения можете писать мне в личный чат, пройдя по ссылке на мой личный профиль:https://pravoved.ru/lawyer/798541/

нажав кнопку «Общаться в чате».

В данном случае, с правовой точки зрения льготной пенсии в РФ не будет,

педагогу засчитают стаж работы в Кыргызской Республике (Кыргызстан) при назначении страховой пенсии по старости.

Но изменились правила.

Ранее порядок учета трудового стажа, приобретенного в период существования СССР, в целях назначения пенсии регулировалось Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года.
Соглашением было предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ Российская Федерация перестала быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023 года. Это означает, что стаж, заработанный до 13.03.1992 года в каком-либо из названных государств, при назначении пенсии начиная с 01.01.2023 года учитываться более не будет.
Хотя и в настоящее время новые межгосударственные соглашения уже подписаны между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией (в рамках ЕАЭС).

Уже же назначенные по правилам Соглашения пенсии пересчитываться не будут.

Працко Виталий.

Первое, всё указанное собрано с различных источников из сети интернет, т.е. является копипастой и плагиатом, а не его консультацией, скорее всего скопировал отсюда — its.1c.ru/db/newscomm/content/479345/hdoc

Это нарушение правил.

Стандарт качества юридических консультаций
Приложение № 1
к Правилам оказания юридических услуг
на сайте www.pravoved.ru

1.3. Текст каждой консультации юриста должен быть авторский, уникальный и являться результатом интеллектуальной деятельности юриста и его профессионального опыта. 

Вы заказали и оплатили консультацию специалистов в отрасли пенсионного права. а не чтение скопированного с других бесплатных сайтов текста, который при желании могли найти и прочитать сами, при чём совершенно бесплатно.

Второе, с правовой точки зрения досрочная пенсия может быть назначена в РФ с зачётом периодов работы в Кыргызстане до — отмены института досрочных пенсий. т.е. такое утверждение также противоречит законодательству РФ применимому к вопросу, и соглашение денонсированное стран СНГ здесь ни при чем.

Третье, о каком пересчёте Вы пишите клиенту,  вопрос почитайте, пересчитываются уже назначенные пенсии, а в данном случае речь идет в общем о праве на пенсию, в котором отказывают, о каком пересчёте Вы пишите, следует понимать разницу между правом на пенсию и её назначением, и перерасчёте уже ранее назначенной пенсии.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Уголовное право
Муж обменялся по статье 119 части первой бросоубийство мы примирились но он после примирения стал вести себя неадекватно Я хочу возобновить процесс возможно ли это
Муж обменялся по статье 119 части первой бросоубийство мы примирились но он после примирения стал вести себя неадекватно Я хочу возобновить процесс возможно ли это
, вопрос №4112877, Анна, г. Рубцовск
386 ₽
Автомобильное право
Как узнать информацию по поводу аварии и возможно ли в таком случае запросить материальную помощь или подать
Здравствуйте. Моя мать попала в аварию, когда ехала на работу. Очень сильно пострадало лицо, в связи с чем теперь будет сложно найти работу. По поводу ДТП не приходили из полиции, как это обычно происходит, когда есть пострадавшие. возможно водитель заплатил деньги. Номера авто нам не известны. Как узнать информацию по поводу аварии и возможно ли в таком случае запросить материальную помощь или подать в суд на водителя, из-за которого человек пострадал и теперь долгое время находится без работы
, вопрос №4112844, Троицкая, г. Москва
Военное право
Знакомый подписан контракт на участие в СВО, возможно ли как то отказаться, контракт подписан день назад, сам не служил даже срочную службу
Знакомый подписан контракт на участие в СВО, возможно ли как то отказаться, контракт подписан день назад, сам не служил даже срочную службу
, вопрос №4112061, Марк, г. Иркутск
Недвижимость
Возможно ли детские части "перенести" / "обменять" из однушки в двушку (дарение, обмен или еще что-то), тогда в
Здравствуйте. У меня жилищный вопрос. В двух смежных квартирах (двушка и однушка) было прописано 5 человек (3 взрослых, 2 ребенка: бабушка, мама+внучка1, внучка2+правнук). У квартир один лицевой счет. В этом году их приватизировали. У каждого по одной пятой в каждой квартире собственность. И каждый прописан в обоих квартирах! Есть желание продать одну квартиру (однушку) . Как это сделать проще всего? Возможно ли детские части "перенести" / "обменять" из однушки в двушку (дарение, обмен или еще что-то), тогда в однушке останутся только взрослые части (бабушка одна часть + мама две части + внучка2 две части), а в двушке (бабушка одна часть+ внучка1 две части+ правнук две части) ? И когда в однушке будут только совершеннолетние наверно продать ее будет легко. Проконсультируйте, пожалуйста. Спасибо.
, вопрос №4111093, Екатерина, г. Москва
486 ₽
Вопрос решен
Пенсии и пособия
И возможно ли написать в одном рапорте: отпуска с последующим увольнением по выслуге лет?
Доброй ночи! Вопрос о стаже в ОВД. Назначена Приказом на должность в ОВД с 18 апреля 2025 года. Срок очного образования составляет 2 года 10 месяцев. Имею ли я право выхода на пенсию по достижению срока службы на май 2024 года? На какую выплаты имею право? Если имею право на пенсию, то вопрос: На данный момент нахожусь на больничном после операции. Имею право, после выхода с больничного, перед пенсией отгулять дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД, дополнительный отпуск за НСД и основной отпуск за 2024 год? Могут ли мне отказать в отпусках? Отпуск не по графикам отпусков. В кадрах утверждают, что после выхода с больничного необходимо за месяц написать рапорт на отпуска (могут разрешить отпуск, а могут и нет), после Приказа о моем отпуске, только тогда пишем рапорт на увольнение в связи с выслугой лет. Правомерно ли такое требование по срокам рапортов? И возможно ли написать в одном рапорте: отпуска с последующим увольнением по выслуге лет?
, вопрос №4110982, Татьяна, г. Краснодар
Дата обновления страницы 27.11.2023