8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
200 ₽
Вопрос решен

Неконституционные положения фз

Можно ли признать неконституционными положения (ст. 34) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающих обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, не противоречат ли они ст. 130 и ст. 131 Конституции?

, Максим, г. Самара
Вадим Попов
Вадим Попов
Адвокат, г. Оренбург

Нельзя, тк Конституция, как акт высшей юридической силы, закрепила, в ст.72, положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

...установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления...

Таким образом, законодатель в лице Федерального Собрания имеете право принимать акты, регулирующие порядок создания и функционирования муниципалитета.

Более того, ст.133 Конституции гласит " Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами"

Следовательно, положения ФЗ соответствуют Конституции.

1
0
1
0
Константин Жуков
Константин Жуков
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 7.1

Доброго Вам дня!

Вопрос о конституционности норм достаточно сложный.

Если прямо читать текст, то согласно ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а тут вдруг ФЗ №131-ФЗ в ст. 34 указывает, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, т.е. определяет структуру.

В Постатейном Комментарии к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина (Председателя Конституционного суда Российской Федерации) ("Норма", "Инфра-М", 2011) говорится следующее.

"Принцип самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления закрепляется в ч. 1 ст. 131 Конституции. Важным является уяснение содержания понятия "структура органов местного самоуправления", а также определение степени самостоятельности населения в ее определении.
В данной норме указанное понятие употребляется в широком смысле: оно включает как внутреннее устройство соответствующих органов, их наименование, так и определение видов, конкретного перечня выборных и других органов местного самоуправления, а также характера взаимоотношений между ними, в особенности между представительными и исполнительно-распорядительными органами, распределение компетенции между ними. Таким образом, условно можно выделить внешнюю структуру органов местного самоуправления и внутреннюю структуру - внутреннее устройство соответствующих органов, с которым порой неоправданно отождествляется понятие структуры органов местного самоуправления.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к сфере полномочий государственной власти. В зависимости от толкования этой нормы самостоятельность населения в смысле ч. 1 ст. 131 можно понимать либо как самостоятельную разработку и определение населением всех параметров (внутренних и внешних) структуры органов местного самоуправления, либо как выбор структуры органов местного самоуправления и их самостоятельное формирование населением в рамках общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным законом и в определенных случаях получающих конкретизацию в законах субъекта РФ.
В пользу второго варианта толкования говорит следующее. Во-первых, если бы к названным общим принципам относилось государственное установление всех параметров (внешних и внутренних) структуры органов местного самоуправления, то не было бы смысла специально подчеркивать в ч. 1 комментируемой статьи самостоятельность населения. Во-вторых, в п. "н" ч. 1 ст. 72 не говорится о системе органов местного самоуправления, задаваемой государством хотя бы на уровне общих принципов. Это подтверждается и грамматическим толкованием п. "н" ч. 1 ст. 72 (в противном случае говорилось бы о системах органов государственной власти и местного самоуправления). Поэтому ошибочно усматривать в формулировке п. "н" ч. 1 ст. 72 указание на некую систему, следовательно, и структуру органов местного самоуправления, жестко предопределяемую законом. Таким образом, по Конституции, лишь в рамках установленных федеральным законом общих принципов организации органов местного самоуправления возможно законодательное закрепление определенных параметров структуры органов местного самоуправления, которая в конкретных своих внутренних и внешних характеристиках определяется населением самостоятельно путем ее закрепления в уставе муниципального образования.
Именно такой подход к решению данного вопроса был избран и в Законе о местном самоуправлении. Его ч. 1 ст. 34 определяет структуру органов местного самоуправления лишь на уровне общих принципов организации местного самоуправления, имея в виду следующее. Во-первых, не все перечисленные в названной статье органы и выборные должностные лица должны в обязательном порядке создаваться в муниципальных образованиях: элементами структуры органов местного самоуправления они становятся, как это вытекает из самой нормы ч. 1 ст. 34 Закона, лишь в том случае, если будут предусмотрены уставом муниципального образования. Во-вторых, Закон о местном самоуправлении прямо предусматривает порядок самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования путем проведения местного референдума, а при отсутствии инициативы граждан о его проведении - представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания (ч. 5 ст. 34). Одновременно четко указывается, какие вопросы должны быть решены на референдуме по вопросу определения структуры органов местного самоуправления (ч. 6 ст. 34). В-третьих, решение многих вопросов, в частности внутренней структуры органов местного самоуправления, рассматриваемый Закон напрямую адресует населению муниципального образования (абз. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 34, ч. 14 ст. 35, ч. 7 ст. 36, ч. ч. 4, 8 ст. 37, ч. 2 ст. 38 и др.).
В этом же плане - с учетом необходимости сохранения определяющей роли населения в определении структуры органов местного самоуправления - следует оценивать последние изменения, внесенные в ч. 2 ст. 34 Закона о местном самоуправлении Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 315-ФЗ <1>, согласно которым "уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется". Реализация на практике такого подхода потребует внимательного отношения населения к внесению соответствующих изменений в уставы муниципальных образований, что должно гарантировать самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления."

2
0
2
0
Похожие вопросы
Военное право
О чем идёт речь в Положении о порядке прохождения военной службы и чем отличается от ФЗ "О статусе военнослужащих"?
О чем идёт речь в Положении о порядке прохождения военной службы и чем отличается от ФЗ "О статусе военнослужащих"?
, вопрос №4129965, Ирина Негря,
Защита прав работников
Доброе утро Я работаю в магазине пятёрочка Уже как 5 лет и 5 месяцев, отучилась на администратора и тут я
Доброе утро Я работаю в магазине пятёрочка Уже как 5 лет и 5 месяцев, отучилась на администратора и тут я узнала что я в положении и сокращении пошло мой директор выбрала других администраторов а меня попросила в кассиры перейти на что не согласилась, и сейчас они не знают куда меня деть как котёнка то в один магазин то в другой то где миллоник Как мне быть ??
, вопрос №4128368, Клиент, г. Москва
Гражданское право
Лицами, оплата по реквизитам карт и работать без блокировки счета по 115 фз?
Добрый день. Возможно ли оформить торговлю криптовалютой на бирже в разделе p2p (торговля между физ. лицами, оплата по реквизитам карт) и работать без блокировки счета по 115 фз ?
, вопрос №4127656, Александр, г. Воронеж
Автомобильное право
Могу ли я, потребовать какую-то компенсацию, и что я вообще могу сделать в данном случае?
Я передвигался на электросамокате по пешеходному переходу и меня сбил автомобиль Здравствуйте, я передвигался на электросамокате по пешеходному переходу и меня сбил автомобиль. Точнее я когда его увидел, можно сказать остановился. В ГИБДД сообщили. Сначала все было нормально, к вечеру начались сильные боли в ноге и спине. На след день я обратился к травматологу, сделали рентген и КТ. По заключению врача, у меня перелом позвонка в поясничном отделе позвоночника. Исключили сидячее положение на 6 мес и амбулаторное лечение. Работать я не смогу, т.к. большая часть времени именно в сидячем положении. Могу ли я, потребовать какую-то компенсацию, и что я вообще могу сделать в данном случае?
, вопрос №4126863, Илья, г. Южно-Сахалинск
Дата обновления страницы 26.12.2012