8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
3400 ₽
Вопрос решен

Реконструкция объекта культурного наследия

Добрый день! Нужна юридическая консультация. Мы хотим приобрести здание в Москве, которое является объектом культурного наследия регионального значения. В 2005 году Москомнаследие выдало собственнику здания разрешение на проведение «реставрации и приспособления памятника» (им была сделана и согласована соответствующая проектная документация). На основании этого разрешения собственник произвел реконструкцию здания (сделал дополнительные входы в здание и входные группы к ним, перекрасил фасад) в 2009 году, Москомнаследие приняло эти работы.

При этом ни с какими другими государственными органами данная реконструкция не была согласована, инвентаризация не производилась еще с 1950-ых (актуального плана БТИ нет).

Вопрос:

1) С кем нужно было согласовывать данную реконструкцию помимо Москомнаследия?

2) Какие могут возникнуть проблемы связанные с отсутствием согласования реконструкции? Можно ли согласовать ее сейчас постфактум?

3) Как правильно поступить в данной ситуации?

Показать полностью
Уточнение от клиента
Уважаемые юристы, большое спасибо всем за Ваши ответы, они сильно помогли прояснить ситуацию. Появилось дополнение: оказывается данные изменения фасада здания проходили не как реконструкция, а как ремонтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры. В 2009 году Москомнаследие выдало разрешение на производство «ремонтно-реставрационных работ по фасадам» сроком на 6 месяцев. Главным управлением охраны памятников было выдано плановое (реставрационное) задание, все строительные работы проводились лицензируемой реставрационной фирмой.
После проведения строительных работ был составлен и согласован с Москомнаследием научно-реставрационный отчет (фирмой, которая делала всю проектную документацию), но после этого никаких закрывающих документов от Москомнаследия собственники здания не получали.
, Артем, г. Москва
Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 8.3
Эксперт

Здравствуйте.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр определен в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Завершающая часть реконструкции выглядит следующим образом:

10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследияявляется одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Вот и вопрос — выдано ли было разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта?

0
0
0
0

Если акт ввода в эксплуатацию есть, то в принципе можно будет завершить процедуру и сейчас. Если нет, то тогда придется выходить в суд за легализацией этого реконструированного объекта.

3) Как правильно поступить в данной ситуации?

Никита

На мой взгляд есть смысл сначала попытаться выяснить о том, были ли оформлены вышеуказанные документы и в зависимости от этого уже планировать дальнейшие свои действия. Не исключено, что придется легализовать реконструкцию в судебном порядке.

0
0
0
0

Есть еще интересный судебный акт. Суть дела была в том, что Управление Росреестра отказывалось менять данные по объекту культурного наследия после его реконструкции, о чем испрашивал Департамент городского имущества Москвы:

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2019 г. по делу N А40-236728/2017
Решением от 17.11.2017 N 77/17-77496 Управление отказало в осуществлении указанных действий, сославшись на наличие изменений объекта, которые свидетельствуют о проведении его реконструкции — изменении внешних границ цокольного этажа, переоборудовании чердачного помещения под мансарду и технический этаж, увеличение площади объекта с 1 569,6 кв. м до 1 867,1 кв. м, однако разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию не представлено, в акте приемки выполненных работ от 19.11.2015 N ДКН-1870675-2015, подписанном Мосгорнаследием, работы по реконструкции объекта не указаны.
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое 2-этажное здание по адресу: г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 45 от 14.02.2013 г. N 77-АО 492364 площадь здания указана в размере 1 569, 6 кв. м.
Случаи, при которых для осуществления государственного кадастрового учета требуется представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, перечислены в Законе N 218-ФЗ. К ним относятся: государственный кадастровый учет созданного здания (ст. 40); государственный кадастровый учет в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки (статья 41).
Как указали суды, в данном случае здание не является созданным объектом недвижимости, поскольку построено в 1907 году, не образовано в результате раздела объекта недвижимости, объединения объекта недвижимости, а потому для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением площади здания в силу закона представление разрешения на ввод здания в эксплуатацию не требуется.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

0
0
0
0
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт

Здравствуйте

1) С кем нужно было согласовывать данную реконструкцию помимо Москомнаследия?

Никита

сейчас (отвечаю не на момент 2005 года, тут законодательство менялось несколько раз) — департамент культурного наследия москвы тут еще

https://www.mos.ru/dkn/functio...

https://www.mos.ru/upload/cont...

так что думаю надо однозначно туда письменно вам обратиться — вообще хоть какие то сведения чтобы они предоставили- что у них по этому объекту

на эту тему есть приказ

3. Выдача Разрешения осуществляется:
2) региональным Органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

Приказ Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625

«Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»

и там если речь о региональном культурном наследии — заниматься этим должен как раз региональный орган и разрешение выдавать

так же

Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

был ли там этот акт или нет

но порядок теперь уже более новый- от 2015 года

Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840
«Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы»

0
0
0
0
2) Какие могут возникнуть проблемы связанные с отсутствием согласования реконструкции? Можно ли согласовать ее сейчас постфактум?

Никита

вообще тут много вопросов может быть, от штрафа — но тому лицу кто нарушил порядок конечно, до иска о компенсации вреда объекту или устранении нарушений, в том числе восстановления объекта, если нарушили порядок его использования.

понятно, что он пока не ваш и вы не отвечаете за действия прошлых владельцев + сроки давности по штрафам тоже существуют (по коап), но до покупки лучше письменно получить ответ от департамента по объекту — вообще что там было и нужны ли какие то работы сегодня

штраф может быть по этой статье

коап

Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

и

Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

на юр лиц штрафы очень приличные, при этом уйти от штрафа на предупреждение даже по ст 4.1.1 коап не получиться при таком объекте

0
0
0
0
но после этого никаких закрывающих документов от Москомнаследия собственники здания не получали.

Никита

что само по себе очень странно

но в любом случае — в департамент письменно надо обратиться- и эту ситуацию тоже изложить — и вопросы — что им известно, и необходимо ли по их мнению вам что то делать

закрывающие документы — вы конечно сами по тем работам не сделаете за другие организации, но может они свои какие то акты уже составили — что ремонт проведен и закончен.

0
0
0
0
Геннадий Кураев
Геннадий Кураев
Юрист, г. Новосибирск
рейтинг 9.2
Эксперт

Здравствуйте,  Никита.

Вам требовалось получение разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительство в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса кроме согласования с Москомнаследием.

При этом, Вы можете постфактум обратиться в Департамент культурного наследия города Москвыза актом ввода в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2012 года N 145-ПП

Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «Выдача разрешения на строительство» и «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»

(с изменениями на 12 августа 2020 года)(редакция, действующая с 1 января 2021 года)

2.3. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются органами исполнительной власти города Москвы (далее орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу):

— Департаментом культурного наследия города Москвы применительно к объекту культурного наследия или выявленному объекту культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также применительно к объекту капитального строительства, если такой объект (часть такого объекта) не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно от объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (части такого объекта).

Если будет отказ, то через суд в порядке статьи 222 Гражданского кодекса РФ признать право на сохранение объекта культурного наследия в реконструированном виде.

При этом, Вам потребуется доказать, что реконструкция проведена в соответствии со строительными нормами, угроза жизни и здоровью граждан отсутствуют, права третьих лиц реконструкцией не нарушены.

Разъяснения Верховного Суда по этому поводу

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 г. Москва «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

26. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

С уважением!  Г.А. Кураев

0
0
0
0

Московская Государственная вневедомственная экспертиза, согласно распоряжения Мэра Москвы от 10.07.2000 № 725-РМ, должна была выдать положительное заключение проекта реконструкции, которое является основаниям для выдачи разрешения на строительство в Комитете государственного строительного надзора г. Москвы, в тот период.

Но, как я уже указывал, можно и постфактум требовать выдачи акта ввода объекта в эксплуатацию.

0
0
0
0

Уточнение.

Но, как я уже указывал, можно и постфактум требовать выдачи акта ввода объекта в эксплуатацию.

Это необходимо для того, чтобы через суд узаконить реконструированный объект.

Формально, в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отсутствие ранее выданного разрешения на строительство (реконструкцию) должны отказать на основании пункта 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ

Градостроительный кодекс

Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

3) разрешение на строительство;

Либо, как вариант, обратиться за выдаче разрешения на реконструкцию на уже реконструированный объект, что законодательством не запрещено.

Пример судебной практики в подтверждение

https://www.garant.ru/products...

А затем обратиться за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

С уважением!  Г.А. Кураев

0
0
0
0
Ольга Романова
Ольга Романова
Юридическая компания "ООО КН "Лидер-кадастр"", г. Саратов
рейтинг 8.2

Добрый день! В соответствии со ст 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
2) региональным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации относятся к лицензируемой деятельности.

Проект надо было согласовывать с департаментом культурного наследия города Москвы. В охранном обязательстве на здание, может быть указано что в нем запрещено делать, а что нет. То есть проект и работы должны были проводить только специализированные организации. 

Этапы реконструкции следующие: первый этап: проект, экспертиза ,  согласование ДКН, получение  разрешения на реконструкцию,  второй этап: строительные работы, третий этап ввода в эксплуатацию — согласовывают несколько организаций  (пожарные, роспотребнадзор и т.д.) и потом ДКН выдает акт ввода в эксплуатацию. После делаете тех план и подаете документы в Росреестр.

На сайте Москомнаследие вы можете увидеть перечень муниципальных услуг, которые оказывает данный департамент, в том числе и разрешение на строительство (реконструкцию) и выдача акт ввода в эксплуатацию. 

Если разрешение, проект и строительные работы были в 2005 году, сроки выданных разрешений закончились. В данный момент надо обратиться в департамент за муниципальной услугой  Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (для ОКН) https://www.mos.ru/pgu/ru/serv... Если получите отказ, то уже обращаться в суд для признания права на реконструированный объект в порядке ст 222 ГК РФ. Одним из условий признания права является подача документов в соответствующий орган до суда и получение отказа. 

Документы к заявлению: 

Акт приемки объекта капитального строительства (копия, 1 шт.)

Представляется в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора.

Акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора) (оригинал, 1 шт.)

Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (оригинал, 1 шт.)

Документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (оригинал, 1 шт.)

Технический план объекта капитального строительства (заверенная копия, 1 шт.)

Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (копия, 1 шт.)

Может быть вашим продавцам стоит сейчас , имея на руках те документы, что есть подать их департамент, получить отказ и уже будет понятно, какие действия нужны дальше и стоит ли вам покупать такой объект. 

1
0
1
0
Василий Шишкин
Василий Шишкин
Юрист, г. Москва

Добрый день, Никита!

Рассмотрим, как должно было быть в 2005-2009 годах.

1.Разрабатывается проектная документация на реконструкцию с учетом задания согласно ст. 45  73 ФЗ

3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

.2. Согласовывается проектная документация с МКН и направляется на экспертизу.

3. Получается разрешение на реконструкцию.

4. Сдаются проведенные работы МКН  и  Мостройнадзор оформляет акт приемки необходимый на постановки на учет.

По моему мнению, Вам необходимо  найти документы, эти документы у продавца или в МКН, они должны быть в МКН и Мостройнадзоре, а проектная документация обычно разрабатывал Моспроект 2 и там они точно есть.

в 2009 году, Москомнаследие приняло эти работы.Никита

Смотрим что в натуре и что по проектной документации, определяем чего нет и что делать.

Документация быть должна так как МКН приняло работы (что приняло и по какой документации).

Теоретически согласие МКН получено.

Если реконструкция проводилась без разрешения? могли быть, тогда находим ГИПа и ГАПа проекта, корректируем проект, получаем разрешение на реконструкцию, получаем заключения необходимые для ввода (сложно), но иначе нельзя, выполняем тех план и получаем разрешение на ввод.

3) Как правильно поступить в данной ситуации? Никита

По моему опыту реконструкции ОКН, считаю что вам необходимо найти ГИП проекта, а лучше инженера-строителя знакомого  с ОКН для анализа документации, согласно мной приведенного перечня и осуществления с наименышими затратами ввода.

0
0
0
0

Добрый день! Теперь осталось Вам выяснить была ли реконструкция, так как 

«ремонтно-реставрационных работ по фасадам»

Никита

не изменяют сведения технического паспорта. Но вы пишите выполняли входы

На основании этого разрешения собственник произвел реконструкцию здания (сделал дополнительные входы в здание и входные группы к ним, перекрасил фасад)

Никита

это реконструкция, которую необходимо «узаконить», но без разрешения на реконструкцию

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2012 года N 432-ППО перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется *

(с изменениями на 23 марта 2021 года)

0
0
0
0
Похожие вопросы
Конституционное право
Какое решение должен вынести суд?
Задача 1. Гражданин Казарян А.С. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака "Остановка запрещена". Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Казарян посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное статьей 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством. В случае передачи дела в суд какое решение следует вынести? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного? Задача 2. Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п. 13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег. Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности? Задача 3. Общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива" обратилась в Верховный Суд РФ с требованием в интересах потребителей признать "Правила пользования электрической энергией", утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР, утратившими силу, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению. Данные Правила должны быть признаны недействующими с 1 марта 1991 г., поскольку согласно заключению Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. №12 все неопубликованные нормативные акты к указанному дню, затрагивающие права и свободы граждан, считаются утратившими силу. Учитывая действие конституционно-правовых актов во времени, какое решение следует принять по этому заявлению? Задача 4. Оккупационные власти Ирака в 2003 году и их сторонники предлагают населению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 года. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ одни высказывают мнение, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Иране, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка - исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и сунны. Какие функции должна выполнять Конституция? В чем состоит правовая, идеологическая и социальная функции Конституции? Задача 5. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела заявление Ениклеевой А.В. о признании недействительным Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в котором разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате была признана недействительной ст. 1 Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции либо закона, а также признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона. В чем состоит принцип прямого действия Конституции? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию непосредственно? Задача 6. Прокурор Краснодарского края внес представление в Законодательное собрание и губернатору края, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Устав края. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Краснодарского края, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов. Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора? Задача 7 . Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом 11 Федеральной службы охраны было указано, что право по "недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты" предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 года №57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства. Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан. Как следует решить дело? Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы "Основы конституционного строя" и в частности статье 2 той же Конституции РФ? Задача 8. Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология - это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей. Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу? Задача 9. В государственном внешкольном образовательном учреждении - Дворце творчества юных Санкт-Петербурга - было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет. Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы "воинственная религия". Какое решение должен принять прокурор? Задача 10. Алексеев Ш.К. обратился в Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил обязать правительство Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга принять меры по реализации ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" и возместить причиненный ему моральный вред в сумме одного миллиона рублей, ссылаясь на то, что этим Законом ему как лицу, награжденному медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов", предоставлена 50% скидка со стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, однако реализовать льготу он не может, так как скидку ему не предоставляют. Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда в принятии заявления было отказано. Отказ в принятии заявления судья мотивировала тем, что в суд могут быть обжалованы акты администрации Санкт-Петербурга, а не отсутствие таковых, поэтому и требование о возмещении морального вреда не подлежит рассмотрению в суде. Правильно ли решение суда? Задача 11. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин - такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со статьей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот. Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству РФ и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания считать, что конституционные права мусульманок нарушены. Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет? Задача 12. 24 октября 2002 года, во время захвата заложников группой чеченских боевиков в помещении театрального центра на Дубровке в Москве, один из террористов позвонил на радио "Эхо Москвы". Его диалог с журналистами радиостанции был передан в эфир. В связи с этим против журналистов было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей пособничество террористам, так как преступникам фактически была предоставлена возможность обращения к широкой публике. Каково содержание действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности? Правомерно ли в данном случае ограничение свободы слова и средств массовой информации? Задача 13. Гражданин Сидоров И.И. решил купить видеомагнитофон. В магазине, торгующем такой аппаратурой, все цены были указаны в у.е.. Сидоров потребовал продать ему видеомагнитофон за указанную сумму из расчета 1 у.е. = 1 руб., ссылаясь на конституционное положение о том, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В кассе магазина ему отказали, ссылаясь на то, что под условной единицей понимается американский доллар. Кроме того, ему заявили, что 500-рублевая банкнота, представленная им для оплаты, имеет значительные потертости. Сидоров обратился в суд, апеллируя к прямому действию Конституции РФ и утверждая, что рубли должны приниматься в качестве средства платежа в любом виде. Представители магазина, возражая на иск, заявили, что указывать цены они могут в любом выражении, в то время как расчеты осуществляются в полном соответствии с валютным законодательством в рублях. Признаки же платежеспособности установлены в Положении, утвержденном Центральным банком РФ (Банком России) 9 октября 2002 года. Какое решение должен вынести суд? Задача 14. Прокурор края обратился в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству закона края "О краевом минимуме оплаты труда". В обращении было указано, что федеральное законодательство, установив пределы регулирования по вопросам труда работников, не предоставило субъектам Российской Федерации права на определение минимума оплаты труда Следовательно, субъект РФ был не вправе устанавливать иной гарантированный минимум оплаты труда Представители принявших закон органов возражали против заявления прокурора и пояснили, что субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать более высокий гарантированный уровень оплаты труда работников.
, вопрос №4104312, Алина, г. Москва
Налоговое право
В феврале 2024года приходит уведомление об уплате налога с продажи недвижимости
Была куплена квартира у застройщика по дду в октябре 2017г. Денежные средства переведены в полном объеме,100 %оплата произведена была. Регистрация права собственности на эту квартиру датирована июлем 2019г, была задержка застройщика по сдаче объекта в срок. В декабре 2023г квартира была продана по договору купли продажи. В феврале 2024года приходит уведомление об уплате налога с продажи недвижимости. Сроки минимального владения недвижимостью как считаются , с какого момента и есть ли право не платить НДФЛ с продажи?
, вопрос №4104249, Светлана, г. Москва
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Подскажите, подрядчик при заключении контракта предоставил информацию о добросовестности в виде 3
Доброе утро! Подскажите, подрядчик при заключении контракта предоставил информацию о добросовестности в виде 3 контрактов и внес обеспечение исполнения контракта, должен ли он теперь внести обеспечение исполнения гарантийных обязательств или может просто повторно при сдаче объекта приложить 3 контракта?
, вопрос №4103815, Маргарита, г. Иркутск
886 ₽
Земельное право
Скажите какие есть варианты развития событий с получением разрешения на возведения дома?
Добрый день! Есть земельный участок(Земли населенных пунктов ИЖС), который попал в зону ЗОУИТ, а именно: Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11.10.2023 года № КУВИ-001/2023-2310991223 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 66:35:0221001:2585 введены ограничения (обременения) ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок действия не установлен. Реквизиты документа-основания: постановление Об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 05.06.2014 № 405 выдан: Правительство Российской Федерации; приказ об установлении зон с особыми условиями использования территорий в отношении военных объектов Центрального военного округа от 26.11.2018 № 914 выдан: Заместитель министра обороны Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств. Использование расположенных в границах запретной зоны водных объектов и воздушного пространства над ней регулируются нормами водного и воздушного законодательства РФ. Запретная зона военного объекта установлена бессрочно. Реестровый номер границы: 66:35-6-450; Вид объекта реестра границ Зона с особыми условиями использования территории. Вид зоны по документу: Запретная зона шириной 1000 м военного объекта войсковой части 92581; Тип зоны: Запретная зона при военном складе. Вопрос: Могу ли я строить на данном участке дом? При попытке получения разрешения на строительство от местной администрации, я получил отказ. Они ссылаются именно на зону ЗОУИТ(прикрепил ниже) Обращался с начальнику военной части, ответ от него прикрепляю ниже Обращался к Федеральному Государственному Казенное Учреждение Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных отношений МО РФ(прикрепил ниже) . Скажите какие есть варианты развития событий с получением разрешения на возведения дома ? Как действовать дальше?
, вопрос №4103282, Александр, г. Екатеринбург
1200 ₽
Налоговое право
Налогоплательщики, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе применять налоговые ставки, указанные в
Добрый день. Действующий индивидуальный предприниматель на УСН, не имеющий нигде постоянной регистрации, арендовал частный дом по договору с собственником в Пензенской области. Затем обратился в ОТДЕЛ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ ОМВД РОССИИ ПО ПЕНЗЕНСКОМУ РАЙОНУ УМВД РОССИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ и получил СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации по месту пребывания на срок с 25.03.2023 г. по 23.04.2024 г. Далее обратился ИФНС Пензы с заявлением о постановке на учет в соответствии со свидетельством о регистрации от 24 марта 2023. ИФНС поставила на учет, что нашло отражение в выписке ЕГРЮЛ. Предприниматель планирует заключить договор аренды того же дома, по тому же адресу, с тем же собственником на период с 2024-04-30 по 2024-05-30 и обратиться в УМВД РОССИИ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ с целью получения СВИДЕТЕЛЬСТВА о регистрации по месту пребывания на этот же срок. После этого ИП не планирует обращаться в УФНС по Пензенской области, т.к. предположительно текущий учет в ИФНС Пензенской области сохранится, что будет отражаться в выписке ЕГРЮЛ. Вопрос: имеет ли этот ИП на УСН право на льготную налоговую ставку в 1% в налоговый период 2024 и 2025 несмотря на то, что у него не было непрерывной регистрации по месту пребывания, а был разрыв и ПОВТОРНАЯ регистрация? Прошу учесть, что возможно, фактически повторная регистрация может состояться не точно 2024-04-30, а позже на несколько дней, но не позднее 20 мая 2024. Также прошу ответить, какие есть ошибки в плане на будущие действия, возможно, все таки нужно повторно обратиться ИФНС Пензы с заявлением о постановке на учет в соответствии с НОВЫМ свидетельством о регистрации с 30 апреля 2024 по 2024-05-30. Ниже ссылка и выписка из закона. Закон от 07.09.2022 № 3891-ЗПО https://www.nalog.gov.ru/rn58/about_fts/docs/12759391/ Статья 1 Внести в часть 1 статьи 1-5 Закона Пензенской области от 30 июня 2009 года N 1754-ЗПО "Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2009, N 16 часть 1; 2011, N 35 часть 2; Пензенские губернские ведомости, 2012, N 48; 2013, N 107; 2015, N 12; 2016, N 64; 2017, N 82; 2018, N 78; 2020, N 30, N 39, N 59, N 81) изменение, заменив слова "2021 и 2022 годах" словами "2021 - 2024 годах". Закон от 30.06.2009 № 1754-ЗПО https://www.nalog.gov.ru/rn58/about_fts/docs/5489070/ Статья 1-5 (введена Законом Пензенской обл. от 21.12.2020 N 3588-ЗПО) 1. В соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации установить на территории Пензенской области налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения в размере 1 процента - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, 5 процентов - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории Пензенской области в 2021 - 2024 годах в связи с изменением ими места нахождения или места жительства. (в ред. Закона Пензенской обл. от 07.09.2022 N 3891-ЗПО) 2. Налогоплательщики, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе применять налоговые ставки, указанные в части 1 настоящей статьи, в течение налогового периода, в котором была осуществлена их государственная регистрация в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на территории Пензенской области, и следующего за ним налогового периода.
, вопрос №4102646, Ефим, г. Москва
Дата обновления страницы 12.05.2021