Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нужно ли компенсировать моральный вред после возврата денег за товар?
Добрый день. Прошу совета. Являюсь владельцем интернет-магазина. Клиентом был приобретён товар, оплата была при получении с опцией проверки комплектности. Через 3 дня клиент связался и написал заявление, что качество товара его не устраивает (люфт сборки и качество сварных швов), при этом хотел компенсации услуг доставки до нас. Мы не стали спорить, время дороже и компенсировали ему все затраты по доставке + вернули деньги за товар.
Спустя две недели клиент опять написал заявление и просит компенсации морального вреда, т.к. он потратил много времени и физических сил (обоснований больше нет). Я так понимаю договор купли-продажи был расторгнул после удовлетворения первого заявления клиента. Да и морального вреда нет без материального. Вопрос: правомерны ли действия покупателя и какой ответ ему написать(нужно ли его вообще писать)?
Покупатель просит компенсировать 5000 руб, при сумме затрат на товар и доставку 8000 руб.
Александр, добрый день! Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
таким образом из данной нормы следует, что обязанность компенсации морального вреда возникает при нарушении прав потребителя. В данном случае если Вы добровольно удовлетворили требования потребителя оснований для возмещения морального вреда я в данном случае не усматриваю
Здравствуйте, Александр!
В статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывается, когда потребителю должен компенсироваться моральный вред:
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
То есть моральный вред возмещается тогда, когда нарушаются права потребителя (например, отказывается необоснованно в удовлетворении его претензий, нарушаются сроки доставки, ремонта и т.д.).
В данном случае претензия потребителя была удовлетворена, насколько я понимаю, своевременно и в полном объеме. То есть права потребителя не нарушены. Соответственно, нет оснований и для компенсации морального вреда.
Вопрос: правомерны ли действия покупателя и какой ответ ему написать(нужно ли его вообще писать)?Александр
Убежден, что ответ потребителю обязательно надо направить.
Возможно, коллеги и правы, что продав товар ненадлежащего качества (что подтверждается самим фактом удовлетворения претензии потребителя) права потребителя уже нарушены продавцом.
Но тем не менее, компенсация в размере 5000 руб. явно несоразмерна.
Как вариант, можете предложить ему компенсацию в размере 50 руб.
Уважаемый Александр! Требования потребителя о компенсации морального вреда правомерны, поскольку фактически был поставлен товар с недостатками, что Вы как продавец признали, поэтому и возвратили денежные средства за товар.
Однако, размер компенсации морального вреда определяется по соглашению между продавцом и покупателем, и если такое соглашение не достигнуто, то размер компенсации морального вреда определяется судом на основании ст. 15 Закона РФ «О Защите прав потребителей»
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поэтому рекомендую Вам предложить в счет компенсации морального вреда свою сумму к примеру — 1000 рублей, с которой продавец может согласиться и не обращаться в суд.
А лучше именно направить определенную Вами сумму в качестве компенсации морального вреда. Возможно, клиент и не станет обращаться в суд.
Сергей, здравствуйте!
Требование потребителя было удовлетворено на основании ст. 26.1 (в срок 7 дней). Хотелось выполнить клиентоориентированность, сервис и самому не тратить время на бумаги, считая данную формулировку возврата — формальностью. Или в этом случае потребителям необходимо отказывать в удовлетворении требования?
А что значилось в требованиях потребителя? В связи с чем он отказался от получения товара? Если указал на наличие недостатков, и Вы вернули стоимость товара, то даже не рискуйте — суд взыщет моральный вред на основании ст. 15 Закона «О ЗПП» в связи с нарушением прав потребителя на предоставление товара надлежащего качества. Лучше поторгуйтесь или направьте незначительную сумму в счет компенсации морального вреда, чтобы у покупателя не возникло желание обратиться в суд. Ведь в судебном порядке в пользу покупателя суд может взыскать не только моральный вред, но и штраф в порядке ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»:
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
а также судебные расходы согласно ст. 98 ГПК РФ.
Видимо, клиент или юрист, или его друг юрист, и знают положения закона и как на этом заработать. Вот и пользуются.
Не рискуйте и перечислите хоть 500 рублей в счет компенсации морального вреда.
Александр, доброго дня! в вашей ситуации клиент имеет право на компенсацию морального вреда на основании ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
т.е. сам по себе факт продажи некачественного товара уже является основанием для компенсации. Своими действиями по возврату денег вы фактически признали обоснованность некачественности проданного товара, т.е. факт нарушения прав потребителя.
Требования потребителя законны, но в законе нет никаких четких критериев определени яразмера компенсации. Это право дано суду " с учетом обстоятельств дела". Исходя из реалий судебной практики в вашей ситуации разумным может быть компенсация морального вреда в размере 500-1000 рублей. Отправьте их клиенту, чтобы отбить у него желание идти судиться.
Добрый день.
Вопрос: правомерны ли действия покупателя и какой ответ ему написать(нужно ли его вообще писать)?Александр
В данном случае, Вы можете отказаться от компенсации морального вреда. ссылаясь на то, что требования потребителя удовлетворили в полном объеме в установленные законом сроки, тем самым нарушения его прав допущено не было.
Как разъяснено в
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
45. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
укажите в ответе, что поскольку с Вашей стороны нарушений прав не было и все требования потребителя были удовлетворены нет оснований для компенсации морального вреда. Дополнительно можно добавить, что в случае обращения в суд и отказе в иске он должен будет возместить Вам судебные расходы