8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Продавец требует паспорт для осуществления возврата средств за товар (обувь)

Предоставление паспортных данных при возврате товара.

Продавец требует паспорт для осуществления возврата средств за товар (обувь). Законно ли это требование? Если нет, то почему?

Уточнение от клиента

С момента покупки в розничном магазине прошло 15 суток. Чек имеется. Все упаковки сохранены.

Уточнение от клиента

Оплата товара производилась картой.
Возврат средств, вероятно, будет наличными.

, Анна, г. Москва
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Требование о предоставлении копии или оригинала паспорта не основано на законе.

Насколько понимаю у Вас нет претензий к качеству обуви?

В данном случае если так, то учитывая не возможность обмена обуви, в силу ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Требование предоставить паспорт — в законе не оговорено. 

Иные указания действующие в части ведения кассовых операций Вас не касаются и не могут явиться препятствием для удовлетворения заявленных требований.

Срок возврата денег указан в законе и составляет три дня с момента обращения. 

0
0
0
0

на этот счет есть соответствующая судебная практика

https://sudact.ru/regular/doc/...

Ссылка представителя ответчика на то, что одновременно с предъявлением претензии истцом не был представлен работнику ООО <данные изъяты> паспорт, иной документ , удостоверяющий личность , приобретенный товар , обстоятельства обращения истца к ответчику <данные изъяты> не опровергает.Закон не устанавливает такой обязанности потребителя , как представить ответчику документ , удостоверяющий личность , передать товар продавцу в момент предъявления претензии. Доказательств того, что истец уклонялся от передачи товара продавцу последним не представлено. Напротив, из содержания претензий следует, что потребитель просит провести проверку качества товара в момент предъявления претензии, для чего обязуется предоставить товар незамедлительно, а в случае отсутствия возможности незамедлительной проверки, обязуется предоставить товар в указанное продавцом время.
0
0
0
0
Марина Полникова
Марина Полникова
Юрист, г. Белгород

Здравствуйте!

Данное требование продавца основано на Указании Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

6.1 Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее — документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.

http://www.consultant.ru/cons/...

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов.

http://www.consultant.ru/docum...

4
0
4
0

Дело в том, что при возврате товара, если возврат производится из кассы, Вам будут выписываться расходный кассовый ордер, в который вносятся паспортные данные. То есть без паспортных данных не обойтись.

Форма расходного кассового ордера во вложенном файле.

0
0
0
0

В обоснование вышесказанному Постановление Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. N 25-АД15-3 «Состоявшиеся судебные постановления следует отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в виде нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)».

Порядок составления и оформления расходного кассового ордера (унифицированная форма № КО-2) утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Согласно данному акту расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации, его форма предусматривает обязательное указание фамилии, имени, отчества получателя денежных средств и данные документа, удостоверяющего личность.

Исходя из положений приведенных норм, возврат денег покупателю из кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям законодательства, истребование указанных персональных данных избыточным не является.

https://www.garant.ru/products...

Следовательно, вывод: возврат денег покупателю, то есть Вам, из кассы организации на основании Вашего письменного заявления с указанием, как Ваших фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности, статьи 25 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества».

http://www.consultant.ru/docum...


0
0
0
0
Вера Горячева
Вера Горячева
Юрист, г. Ярославль

Анна, доброго дня! в данной части это законно по следующим основаниям: 

1. чек является подверждением факта заключени договора на продажу обуви, но в чеке нет никаких данных о покупателе. Требование продавца на предоставление паспортных данных обусловлено необходимостью возврата денег именно тому покупателю, который купил товар, чтобы исключить возможность повторных попыток вернуть деньги. 

2. кроме того, в настоящий момент действует Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по которому банк имеет право запросить у организации/ип подтверждающие документы в обоснование оснований перевода денежных средств в пользу физ.лица. Если эти документы не будут предоставлены, то банк имеет право заблокировать и конкретный перевод и в целом счет магазина. Именно поэтому в магазинах и спрашивают паспорт.

0
0
0
0
Михаил Филиппов
Михаил Филиппов
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, Законодательство РФ не предусматривает предъявления паспорта при получении денег за возврат товара. Вы являетесь потребителем, а это понятие не тождественно понятию «покупатель», например: вам товар подарили, вы не покупатель, но это не лишает вас права вернуть товар и получить за него деньги, т.к. вы потребитель. Никакие указания ЦБ и т.д. на вас не распространяются.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей»

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;  

  Если нет желание предъявлять паспорт и отстаивать свои права в суде, предоставьте продавцу реквизиты счета и попросите перевести на него денежные средства. 

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Продавец имеет право в одностороннем порядке перенести срок передачи одного, нескольких или всех Товаров
Добрый день, господа, подскажите такой момент, заказал кухню в «дятьково кухни», было обещано изготовить и доставить кухню в срок 45 дней, сейчас прошло уже 63 дня. Вырезка из договора: 5. СРОКИ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 5.1. Поставка Товара осуществляется Продавцом по адресу Покупателя: АДРЕС, есть грузовой лифт в течение 45 (сорок пять) календарных дней с момента внесения Покупателем предоплаты в соответствии с п.2.1. настоящего договора, но не ранее окончательной оплаты в соответствии с п.п.2.1.2. 5.2. В случае, если в заказе присутствует 3 (три) и более нестандартных модулей, сроки изготовления увеличиваются до 60 рабочих дней, о чем Покупатель предупрежден и с чем согласен. 5.3. Продавец имеет право в одностороннем порядке перенести срок передачи одного, нескольких или всех Товаров, приобретаемых по настоящему Договору, но не более чем на 14 (Четырнадцать) календарных дней, о чем Покупатель предупрежден и с чем согласен, а Покупатель обязан принять такое исполнение Договора. При этом ответственность при переносе срока передачи Товара у Продавца не наступает. Вопросы: 1) не противоречит пункт договора 5.3 самому ЗОЗПП? Очень хороший для них пункт, не понимаю смысл вообще тогда кричать про 45 дней 2) как правильно писать претензию по просрочке сроков? Спасибо!
, вопрос №4105619, Денис, г. Москва
Защита прав потребителей
Требуют чек при возврате сертификата подарочного
Добрый день. Требуют чек при возврате сертификата подарочного. У меня его нет. На какой закон ссылаться? Мне подарили сертификат
, вопрос №4104905, Иля, г. Таганрог
700 ₽
Уголовное право
Платеж прошел, птичку нам отдали, однако через некоторое время банк отменил перевод в силу своей особенности
Добрый день! Покупали товар для ребят в зоне сво! Купили квадрокоптер с расчетного счета фирмы у физ лица. Платеж прошел, птичку нам отдали, однако через некоторое время банк отменил перевод в силу своей особенности! Мы сообщили об этом продавцу и со своих личных средств направили на его счет 40% стоимости товара и пытаемся закрыть вопрос полностью Считается ли это мошеничечтвом?
, вопрос №4104067, Евгений, г. Краснодар
Защита прав потребителей
Подскажите, могу ли я оформить в таком случае возврат средств по причине того, что решение не подошло, магазин мог бы забрать деталь, а я свой телефон без экрана?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, по вопросу ремонта техники и возврата по ней средств Ситуация такая: у телефона отвалился экран, еще не оторвался, но уже был на ниточках проводов. Работал без проблем еще часов 12, пару раз отклеивался, но по итогу с концами оторвался и перестал работать. Отвезли в сервис телефон, на диагностике смотрели, вздулся ли аккумулятор, был ли он причиной отвалившегося экрана. С аккумулятором все было ок, поэтому нам предложили замену экрана - на оригинальную деталь или копию, было сказано, что единственные отличия будут - на копии немного другая цветопередача, но функционал такой же. Согласились на копию (она стоила 12к, оригинал 17), подождали, забрали телефон, выдали гарантию на услугу 30 дней. Телефон забирал мой молодой человек и, коротко проверив, сказал, что все ок. Дома телефон подвисал, моргал, лагал, но не работал адекватно. Отвезли телефон обратно в сервис, там посмотрели, сказали, что с телефоном все ок, нужно произвести сброс до заводских настроек. Не хотелось, но окэй, вариантов не видели, произвели сброс. Это не помогло телефон продолжал лагать, особенно это было заметно на клавиатуре. Сейчас магазин предлагает поменять экран на другой, т.к. есть вероятность, что проблема в самой копии (может копия плохая). Но при этом напоминают, что если после повторной замены проблема сохранится, значит что-то сломалось внутри телефона и значит возврат средств я оформить не могу. Ссылаются на тот случай, если окажется, что проблема не в экране. Подскажите, могу ли я оформить в таком случае возврат средств по причине того, что решение не подошло, магазин мог бы забрать деталь, а я свой телефон без экрана?
, вопрос №4103615, Дарья, г. Мурманск
Гражданское право
Может ли РФФИ или ВУЗ потребовать возврат средств гранта с меня?
Добрый день! В период с 2020 по 2022 год являлся аспирантом в ВУЗе, в рамках обучения был получен грант РФФИ на проведение научного исследования (условия конкурса грантов по ссылке https://www.rfbr.ru/contests/announces/2015/). По гранту являлся исполнителем. По условиям гранта предполагалась защита диссертации, которая не случилась. Может ли РФФИ или ВУЗ потребовать возврат средств гранта с меня?
, вопрос №4103633, Илья, г. Москва
Дата обновления страницы 25.10.2019