8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
520 ₽
Вопрос решен

Сбор информации без моего уведомления = нарушение Конституции РФ?

Добрый день!

Интересует такой вопрос: смотрю на статью 24 Конституции РФ и вижу, что написано: 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Получается, если мои данные стали собирать спец.службы -- они обязаны меня уведомить в тот же момент? (тип как колокольчик мигает, что кто-то глазеет на мои фантазии)

:)

Показать полностью
, Alexandr, г. Москва
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Получается, если мои данные стали собирать спец.службы — они обязаны меня уведомить в тот же момент? (тип как колокольчик мигает, что кто-то глазеет на мои фантазии)

Alexandr

Нет, не обязаны.

Поскольку в той же ст. 55 Конституции РФ указано, что 

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соответственно указанное ограничение в части сбора информации со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности (МВД, ФСБ и т.п.) — прописаны в ФЗ  от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», 

согласно ст. 3 которого

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
0
1
0
1

При этом, в силу ст. 5 ФЗ «ОБ ОРД»

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

Соответственно если в отношении Вас проводились оперативно-розыскные мероприятия, результаты которых были переданы для возбуждения уголовного дела в чем было отказано и Вам об этом известно, Вы вправе потребовать предоставить в Ваше распоряжение сведения полученные в ходе их проведения.

При этом передать Вам могут далеко не все сведения, а лишь в той части, в которой это возможно сделать с учетом требований защиты государственной тайны, поскольку материалы ОРД являются секретными.

И также обращу Ваше внимание на  

Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О

в котором как раз и освещался вопрос об уведомлении о проведении ОРМ

2. В жалобе оспаривается конституционность положений, содержащихся в частях второй, третьей и четвертой статьи 5 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности». По мнению заявительницы, отсутствие в них норм, обязывающих государственные органы сообщать лицу о факте заведения в отношении него дела оперативного учета, нарушает конституционное право на судебную защиту и препятствует доступу к правосудию. Кроме того, предоставление лицу в порядке части третьей статьи 5 права истребовать сведения о полученной о нем информации лишь в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны, как полагает заявительница, создает почву для злоупотреблений и тем самым лишает гражданина возможности выяснить, нарушены ли его права, и обжаловать соответствующие решения и действия должностных лиц.Между тем оперативно — розыскная деятельность, правомерность которой заявительницей не оспаривается, объективно невозможна без значительной степени секретности. Прежде всего это касается сведений о лицах, участвующих в ней или способствующих ей. Осуществление негласных оперативно — розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно — розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина (см. далее пункт 3). При этом орган, осуществляющий оперативно — розыскную деятельность, должен проверить поступающую к нему информацию и в случае, если она является заведомо ложной, принять соответствующие законные меры к участнику оперативно — розыскных действий.
Осуществление оперативно — розыскных мероприятий, в том числе наблюдения, возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 рассматриваемого Федерального закона, и при наличии оснований, указанных в его статье 7. Следовательно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни проверяемого лица, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно — розыскной деятельности. При этом согласно абзацу четвертому части седьмой статьи 5 органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно — розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (в данном случае если они относятся к преступному деянию).
Из приведенных положений статьи 10 в системной связи со статьями 2 и 7 рассматриваемого Федерального закона, в которых определены задачи оперативно — розыскной деятельности и основания для проведения оперативно — розыскных мероприятий, следует, что в них идет речь о собирании и систематизациине «любых сведений», как полагает заявительница, а лишь сведений, являющихся основанием для проведения оперативно — розыскных мероприятий и связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, с осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, с добыванием информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Что касается распространения оперативно — розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, то оно допустимо постольку, поскольку задача оперативно — розыскных мероприятий заключается в установлении преступных связей проверяемого лица.

Таким образом, сбор информации на негласной основе вполне является допустимым, но только той, которая необходима для решения целей и задач в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

0
0
0
0
Алексей Дроздов
Алексей Дроздов
Адвокат, г. Южно-Сахалинск

Вы правы, что власти чаще всего получают такие сведения не уведомляя вас, но все таки на основании судебного решения.Суд прежде чем такое разрешение дать изучает основания для выдачи такого разрешения. Также вы можете обжаловать действия органов в суд

Статья 137.УК РФ  Нарушение неприкосновенности частной жизни

Статья 186.УПК РФ Контроль и запись переговоров

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
Закон об оперативно -розыскной деятельнсти

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности



Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Исполнительное производство
Если в течение 5 дней не оплатил исполнительный сбор, то могут ли наложить ещё исполнительный сбор?
Здравствуйте. Если в течение 5 дней не оплатил исполнительный сбор, то могут ли наложить ещё исполнительный сбор?
, вопрос №4099897, Наталья, г. Екатеринбург
Исполнительное производство
Здравствуйте пришло уведомление на тел моему умершему мужу что нужно заплатить госпошлину в 650 р и что счёт из за этого арестован, как узнать за что эта госпошлина?
Здравствуйте пришло уведомление на тел моему умершему мужу что нужно заплатить госпошлину в 650 р и что счёт из за этого арестован,как узнать за что эта госпошлина?
, вопрос №4099832, Ирина, г. Москва
Исполнительное производство
Судебный приказ отменили, но пристав всё равно требует оплатить исполнитеский сбор
Судебный приказ отменили, но пристав всё равно требует оплатить исполнитеский сбор.
, вопрос №4099809, Елена, г. Зеленогорск
Военное право
Так что значит что закон о автоматическое продление контракта противоречит конституций Российской Федерации, всё на добровольной основе?
Так что значит что закон о автоматическое продление контракта противоречит конституций Российской Федерации, всё на добровольной основе?
, вопрос №4099179, Дмитрий, г. Москва
Исполнительное производство
На сайте приставов висели штрафы но без исполнительского сбора.Данные штрафы я оплатил, прошло уже более 2
Добрый день. На сайте приставов висели штрафы но без исполнительского сбора.Данные штрафы я оплатил, прошло уже более 2 недель и сегодня мне пришли уведомления о наложении уже оплаченных штрафов исполнительский сбор. Причем после оплаты штрафы с сайта фссп и на гос услугах были убраны. Законно ли это что на даннве оплаченные штрафы наложили исп. сбор.
, вопрос №4097803, Андрей, г. Москва
Дата обновления страницы 19.12.2018