Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Сбор информации без моего уведомления = нарушение Конституции РФ?
Добрый день!
Интересует такой вопрос: смотрю на статью 24 Конституции РФ и вижу, что написано: 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Получается, если мои данные стали собирать спец.службы -- они обязаны меня уведомить в тот же момент? (тип как колокольчик мигает, что кто-то глазеет на мои фантазии)
:)
Добрый день.
Получается, если мои данные стали собирать спец.службы — они обязаны меня уведомить в тот же момент? (тип как колокольчик мигает, что кто-то глазеет на мои фантазии)Alexandr
Нет, не обязаны.
Поскольку в той же ст. 55 Конституции РФ указано, что
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Соответственно указанное ограничение в части сбора информации со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности (МВД, ФСБ и т.п.) — прописаны в ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,
согласно ст. 3 которого
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Вы правы, что власти чаще всего получают такие сведения не уведомляя вас, но все таки на основании судебного решения.Суд прежде чем такое разрешение дать изучает основания для выдачи такого разрешения. Также вы можете обжаловать действия органов в суд
Статья 137.УК РФ Нарушение неприкосновенности частной жизни
Статья 186.УПК РФ Контроль и запись переговоров
1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
Закон об оперативно -розыскной деятельнстиСтатья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
При этом, в силу ст. 5 ФЗ «ОБ ОРД»
Соответственно если в отношении Вас проводились оперативно-розыскные мероприятия, результаты которых были переданы для возбуждения уголовного дела в чем было отказано и Вам об этом известно, Вы вправе потребовать предоставить в Ваше распоряжение сведения полученные в ходе их проведения.
При этом передать Вам могут далеко не все сведения, а лишь в той части, в которой это возможно сделать с учетом требований защиты государственной тайны, поскольку материалы ОРД являются секретными.
И также обращу Ваше внимание на
Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О
в котором как раз и освещался вопрос об уведомлении о проведении ОРМ
Таким образом, сбор информации на негласной основе вполне является допустимым, но только той, которая необходима для решения целей и задач в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.