Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли потребовать штраф, если к исполнению контракта не были привлечены СМП и СОНКО?
Добрый день! Не могли бы Вы помочь в следующей ситуации: в июне 2018 г. заключили муниципальный контракт на строительство школы. В извещении, аукционной документации и контракте было прописано условие о привлечении субподрядчиков из числа СМП, СОНКО в размере не менее 15 %. Возможности исключения из Контракта вышеупомянутого условия в том случае, если победителем конкурентной процедуры, проводимой с учетом требований ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, становится лицо, само являющееся СМП или СОНО, не предусмотрено. Т.к. подрядчик сам является СМП, то привлекать субподрядчиков отказывается. Наши действия как Заказчика? Условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в Контракте прописано.
Здравствуйте!
Если в контракте дословно прописана обязанность «привлечение субподрядчиков из числа СМП, СОНКО», то, если иные условия контракта этому не противоречат, подрядчик не верно толкует договор, Вы можете использовать ответственность, предусмотренную контрактом за его нарушение.
Из указанной Вами формулировки видно, что обязанность подрядчика состоит в привлечении субподрядчиков, обладающих определенными признаками. Исключения в контракте не указаны. Подрядчик считает, что такое исключение есть, хотя оно и не прописано в контракте.
Согласно ст.431 ГК РФ. при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Из указанной нормы видно, что для окончательного вывода по Вашему вопросу необходимо проанализировать смысл всех условий контракта во взаимосвязи и смысл имеющейся переписки между сторонами контракта.
Здравствуйте!!!
Не соглашусь с ответом коллеги. Для этого привожу письмо органов и практику.
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
<Письмо> Минэкономразвития России от 24.03.2017 N Д28и-1358
«О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»
Таким образом, помимо проведения определения поставщика, участниками которого могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, заказчики также могут устанавливать требование для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), привлекать субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков, что позволит заказчикам исполнить требования части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
<Письмо> Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319
«О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок»
При этом, установленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу. Кроме того, установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Решение Марийского УФАС России от 09.11.2018 по делу N 02-06/177-18
В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта.
Вместе с тем, в пункте 4.23 проекта контракта указано, что подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 процентов от цены контракта.
Таким образом, подобные положения проекта контракта противоречат извещению о проведении электронного аукциона, а также части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Решение Крымского УФАС России от 09.11.2018 по делу N 08/0900-18
Из изложенного следует, что в случае, если в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки победителем будет субъект малого предпринимательства, социально ориентированная некоммерческая организация, он обязан будет привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, из числа СМП, СОНО на объем работ, составляющий 15% цены Контракта, как следует из условия Проекта контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик в пункте 17.1. Проекта контракта установил неправомерное требование о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем, нарушил требование части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, что повлекло признаки административного правонарушения части 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Краснодарского УФАС России от 02.11.2018 по делу N ЭА-1891/2018
В п. 4.1.5 проекта контракта указано, что Подрядчик обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — субподрядчики СМП, СОНКО) в объеме 30% (пятнадцать процентов) от цены Контракта.Исходя из указанного выше следует, что в п. 4.1.5 проекта контракта установлено требование о привлечении Подрядчиком к исполнению субподрядчиков из числа СМП, СОНКО, вне зависимости о того, будет ли являться победитель электронного аукциона СМП или СОНКО, что противоречит положениям ч. 5 ст. 30 Закона о закупках.
Большое спасибо!