8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Нормативные акты по управлению экономикой региона

Мне нужно узнать такой вопрос : "Нормативные акты по управлению экономики региона". В интернете насчёт похожего не нашла, очень нужна помощь.

, Танзила, г. Москва
Ирина Орлова
Ирина Орлова
Адвокат, г. Москва

Вот информация которую нашла. Думаю подойдет. 

Правовое обеспечение экономики регионов 
Одно из основных направлений деятельности государства - управление экономикой. Это наиболее емкая сфера общественных отношений, включающая отрасли материальной и нематериальной сферы. Управлениеэкономикой осуществляется в разных направлениях. Это прежде всего формирование правовой базы рыночных отношений, создание административных структур для осуществления государственного регулирования, участие государства в производстве (функционирование государственных, муниципальных унитарных предприятий), осуществление национализации и приватизации, регулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства. Обширные пространства нашей страны обусловливают различия в темпах и масштабах социально-экономического развития конкретных регионов. С одной стороны, внедрение рыночной экономики предполагает создание единого экономического пространства. С другой — диспропорции в социально-экономическом развитии регионов подталкивают к увеличению самостоятельности и субъективной их автономности. Поэтому важное место занимает государственное регулирование экономики, направленное на снижение неравномерности в развитии различных территорий. 
В этой связи особенно возрастает роль экономического законодательства, которое имеет определенные тенденции и приоритеты. Ввиду очевидной комплексности оно требует научного осмысления для формирования теоретических основ его дальнейшей динамики*(1). 
В настоящее время в Российской Федерации, во многих ее субъектах приняты основополагающие законы и множество подзаконных актов, регулирующих экономику. 
Основная проблема — выявление соотношения между «сущим» и «должным», реальной и возможной ролью законодательства в сфере региональной экономики. Целью регионального экономического законодательства является правовое регулирование на территории субъекта РФ экономических отношений. Это и непосредственно экономическое производство (промышленность и строительство), и агропромышленный комплекс, и хозяйственная инфраструктура(транспорт, связь, торговля и пр.), налогифинансыкредит, а также бюджетные отношения и отношения собственности. Разумеется, эти задачи стоят перед органами государственного управления Российской Федерации и ее субъектов в любом регионе. Однако каждая республика, край, область имеют свои особенности экономического и социального, территориального и природно-климатического, национально-культурного характера, которые влияют на направления содержания правового регулирования экономической деятельности в регионе. 
Основы функционирования экономики определяет законодательство Российской Федерации. В блок экономического законодательства страны входят Гражданский и Налоговый кодексы, законы о конкуренции, о валютном регулировании, о лицензировании и т.д. В соответствии с Конституцией РФ правовые основы единого рынка, федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральной законодательной властью. Согласно ст.71 Конституции РФ последняя осуществляет кредитное, валютное, таможенное, финансовое регулирование. Определяющее для экономики государства гражданское законодательствомаксимально осуществляется федеральным центром. 
Субъекты РФ, формируя региональное законодательство, конкретизируют определенные его направления в едином русле федерального законодательства. Правовое поле для такой деятельности весьма широкое: устав (конституция), законы, распоряжения губернатора, постановления администрации (правительства), правовые акты законодательного собрания. 
Средства правового регулирования экономических отношений на уровне региона составляют в совокупности правовое обеспечение региональной экономической деятельности. Оно включает два основных элемента: 
1. Экономические органы исполнительной власти в регионе; 
2. Правовые акты и методы правового регулирования экономики. 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты РФ имеют собственную систему органов государственной власти. Во многом они копируют федеральные при сохранении вертикальной соподчиненности. Можно выделить три основные группы, составляющие систему экономических органов исполнительной власти в регионе: 1) губернатор и администрация (правительство), выполняющие общие экономические функции; 2) специальные экономические органы области, входящие в состав областной администрации и находящиеся в двойном подчинении с доминантой подчинения губернатору; 3) территориальные экономические органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти. Они входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, но подчиняются федеральным органам исполнительной власти. 
Правовую основу их деятельности составляют: Конституция РФ; федеральные законы; нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ; региональные правовые акты. К последним можно отнести Устав (Конституцию) субъекта Федерации, положения о департаментах (отделах, комитетах) администрации, региональные законы, постановления администрации (правительства). Например, действуют законы «Об администрации Пермской области», «О Правительстве Свердловской области». Администрация Нижегородской области приняла постановление «О закреплении за отраслевыми департаментами (комитетами) администрации отраслей промышленности». 
В Уставе Иркутской области четко выделены предметы ведения и полномочия администрации как органа исполнительной государственной власти Иркутской области. Согласно ст.37 на нее возлагаются распорядительные функции по выработке и реализации эффективной экономической и социальной, налоговой и бюджетной политики, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития области, управления и распоряжения собственностью, а также ряд других исполнительных функций. В соответствии со ст.33 Устава организует и контролирует работу администрации области по реализации ее задач и полномочий и несет ответственность за результаты ее деятельности губернатор. Он является высшим должностным лицом и среди множества функций ему вменено в обязанность распоряжаться средствами областного бюджета. Его постановления и распоряжения являются обязательными для исполнения на территории области. 
Специальные экономические органы, выполняющие управленческие, регулятивные и контрольные функции, создаются обычно в рамках структуры администрации области, утверждаемой законодательным собранием. Это — департаменты экономики и прогнозирования; транспорта, дорог и связи; сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; финансов; топливно-энергетического комплекса; цен; строительства; лесного хозяйства и лесной промышленности; внешнеэкономических связей; департамент промышленности и т.п. 
К территориальным структурам федеральных органов исполнительной власти, непосредственно не подчиненных губернатору, относятся управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, региональное отделение по рынку ценных бумаг, управление Министерства РФ по налогам и сборам и многие другие. Разнообразие таких территориальных структур весьма широко. И поэтому следовало бы, на наш взгляд, подумать о некотором их сокращении с параллельным совмещением ряда функций. Прежде всего необходимо привести эти структуры в соответствие с территориальным делением страны на федеральные округа, придать им системность и стройность. 
Систему органов исполнительной власти в регионе дополняет еще один институт — полномочного представителя Президента в федеральном округе, преобразованный Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года из института полномочного представителя Президента РФ в регионах РФ. В соответствии с утвержденным Положением определен статус полномочного представителя Президента в федеральном округе как федерального государственного служащего, входящего в состав Администрации Президента РФ. Деятельность этого института имеет непосредственное отношение к организации экономических отношений в субъекте РФ. 
Создание федеральных округов предполагает укрепление исполнительной вертикали власти — от Президента через полномочного представителя в федеральном округе до федеральных территориальных округов, усиление контроля за реализацией федеральных законов, указов, распоряжений и поручений главы государства на местах. В связи с этим полномочному представителю вменяется в обязанность обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе, организация взаимодействия федеральных органов с органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, организация контроля за исполнением федеральных законов. Совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия полномочный представитель разрабатывает программы социально-экономического развития, организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, и т.д. 
Указ главы государства и утвержденное им Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе содержит его обширные функции, являясь единственным правовым актом, регламентирующим деятельность этого института. На территории региона полномочный представитель выполняет функции федеральных властей. Его основная деятельность сконцентрирована на выявлении стратегических направлений деятельности округа, в том числе входящих в его состав субъектов Федерации. В экономике это — концентрация финансов на наиболее важных направлениях хозяйственной деятельности; оптимизация технологических и сырьевых потоков; развитие предпринимательства, повышение качества продукции. 
В настоящее время формирование управленческих структур в семи федеральных округах порождает немало проблем. С одной стороны, легче осуществлять координацию деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств и их связей с органами субъектов РФ. С другой — предстоит поиск форм экономической деятельности в рамках такого региона или округа. Потребуются новые программы для объединения ресурсов субъектов Федерации, нестандартные решения. В Южном федеральном округе уже разрабатывается программа социально-экономического развития округа. Совет Сибирского федерального округа рассмотрел в ноябре 2000 года концепцию реструктуризации РАО «ЕЭС Россия», поскольку состояние энергетики в регионе сложное. В Приволжском федеральном округе создана комиссия по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В октябре 2000 года проведено совещание председателей региональных судов округа. Тем не менее существует потребность в принятии нормативных актов, более конкретно определяющих полномочия полномочного представителя и основы взаимодействия его с другими звеньями исполнительной власти, прежде всего с органами государственной власти в регионе, органами местного самоуправления. 
Важной составляющей законодательного обеспечения являются правовые акты, определяющие различные методы регулирования экономики. Их, в свою очередь, можно разделить на: а) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе; б) общее тематическое законодательство, регулирующее перечисленные направления в сфере экономики; в) договоры и соглашения по вопросам межрегионального взаимодействия и отношений с федеральным центром. 
В первую группу входит прежде всего Конституция РФ, где перечислены вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. К экономической сфере принадлежат вопросы владения и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности; установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, трудовое законодательство и пр. 
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Основы правового статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, их взаимоотношения определяет Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». При этом на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ возлагаются полномочия по разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического его развития, в том числе управление и распоряжение собственностью субъекта РФ и переданной ему в управление федеральной собственностью, разработка и исполнение бюджета субъекта РФ и т.д. 
Речь идет также об осуществлении полномочий федеральными органами исполнительной власти на территории субъекта непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Положения об этих органах утверждаются федеральными органами исполнительной власти, а новая их структураутверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных управленческих структур. 
В эту группу правовых актов входит Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Он устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Но, к сожалению, в этом законе мало предметных критериев, к тому же остались вне поля зрения вопросы управления и организации. 
Важное место среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности в регионе занимают Бюджетный и Налоговый кодексы. Бюджетный кодекс фиксирует компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации по формированию доходов региональных бюджетов. Налоговый кодекс РФ регулирует ряд отношений, связанных с компетенцией субъектов Федерации в налоговой сфере. С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса. Изменения в нем касаются прежде всего налога на добавочную стоимость и на содержание жилого фонда. С ее введением часть налогов, ранее распределявшихся в регионе, переходит в федеральный бюджет (налог на добавочную стоимость, налог на содержание жилого фонда, недоимки предприятий по НДС). Потеря этих источников пополнения областного бюджета, видимо, заставит власти ужесточить местные налоги для увеличения доходов казны и вызовет необходимость принятия ряда правовых актов по вопросам налогообложения. 
К этой же группе актов можно отнести те, которые определяют правовой статус экономических региональных органов. Это положения о специальных экономических органах, утверждаемые обычно губернаторами. Большинство полномочий отраслевых департаментов или комитетов администрации области или аппарата правительства субъекта Федерации связано с их конкретной сферой деятельности, закреплено в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, Уставе (Конституции). Среди типичных региональных законов, регулирующих конкретные экономические вопросы, назовем законы «Об энергосбережении», «О государственной поддержке промышленных предприятий», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и др. Они содержат права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют их компетенцию в различных сферах экономической деятельности. 
К группе правовых актов, определяющих статус региональных экономических органов, принадлежат постановления и распоряжения о создании нетрадиционных структур управления экономической сферой, консультативных органов. В Нижегородской области это, например, Комиссия по урегулированию вопросов, связанных с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, Межведомственная коллегия по внешнеэкономической деятельности, Координационные советы по развитию медицинской промышленности и по вопросам земельно-имущественных отношений. Все перечисленные структуры призваны содействовать более эффективному развитию той или иной отрасли хозяйства, встраиваясь в структуру государственного управления экономической сферой в области. 

Во вторую группу мер правового обеспечения региональной экономической деятельности входит нормативно-правовое регулирование вопросов государственного программирования социально-экономического развития области, отношений собственности и бюджетных правоотношений, антимонопольное законодательствоценообразование и защита прав потребителей. К ним относятся меры государственной поддержки экономической деятельности и отраслевое законодательство (о промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе, экономической инфраструктуре, налогах и финансах и пр.). 
Важное направление правового регулирования экономики в регионе — разработка, утверждение и реализация прогнозов и программ социально-экономического развития. Порядок прогнозирования и составления программ и соответствующие полномочия государственных органов в этой сфере закреплены в региональных законах. Вот ряд таких законов: «О концепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Московской области», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан», «О порядке разработки и реализации территориальных (областных) программ» (в Брянской области). Долгосрочные целевые программы должны представлять механизм комплексного управления как в отраслевом, так и в территориальном срезе. Эта проблема в свое время активно разрабатывалась. В настоящее время комплексное отраслевое управление в стране ослаблено, хотя оно позволяет снизить дисбаланс в структуре региональной экономики, выделить наиболее перспективные (не только «доходные») отрасли, найти пути наиболее рационального использования ресурсов региона. 
Децентрализация управления и расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость комплексного управления территорией. В связи с этим актуальным является вопрос о создании схем управления регионом. В ряде уставов областей и краев присутствуют подобные нормы, закрепляющие совокупность всех органов исполнительной власти, управления, контроля, органов местного самоуправления, расположенных и действующих в области, включая характер, виды, основное содержание административных отношений между ними. Согласно Уставу Иркутской области правом утверждения Схемы управления области наделен губернатор (после предварительного согласования с Законодательным собранием области)*(2). 
В 2000 г. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ провел научное исследование различных аспектов взаимоотношений федеральных и региональных органов исполнительной власти. Была предложена Схема управления Нижегородской областью. Важность такого рода документов определяется тем, что они позволяют выявить способы комплексного управления областью как субъекта Федерации, усилить горизонтальные связи*(3). 
Определяющее воздействие на региональную структуру экономики оказывают отношения собственности. Собственность является главной экономической основой субъекта РФ. К числу последних правовых актов, принятых на федеральном уровне, можно отнести постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года «О передаче отдельных видов объектов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации», где конкретизируются объекты, находящиеся в федеральной собственности и передаваемые в собственность субъектов РФ, определяется порядок передачи объектов недвижимости в собственность субъектов РФ. Назовем также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации», где речь идет о необходимости приостановить передачу субъектам РФ объектов собственности до принятия федерального закона, регламентирующего вопросы отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Но есть и некоторые противоречия между этими актами. 
Правовой режим собственности регионов устанавливают нормативно-правовые акты субъектов Федерации — конституции, уставы, региональные законы. Действуют законы «О государственной собственности Орловской области», «О порядке управления и распоряжения собственностью Псковской области», «Об управлении государственной собственностью Амурской области». Основные направления в этой сфере — управление государственными предприятиями; управление территориально-производственными зонами; приватизация государственных предприятий и объектов недвижимости; создание кадастра недвижимости; управление недвижимостью и государственное регулирование земельно-имущественных отношений и рынка недвижимости; развитие землеустройства и повышение государственного контроля за целевым использованием земель и соблюдением земельного законодательства; управление акциями и иными ценными бумагами, находящимися в государственной собственности области. 
В Нижегородской области сейчас внедряется системный подход к управлению собственностью на региональном уровне. Создана концепция, составлена и реализована комплексная программа управления собственностью. В связи с этим утверждены целевая программа «Государственная автоматизированная система земельного кадастра Нижегородской области», «Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий и иных преобразований отношений собственности в Нижегородской области», «Положение о порядке использования средств земельного налога и арендной платы за землю, централизуемых в областной бюджет». Принят Закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области», введен Реестр муниципальной собственности и т.д. 
Несмотря на детальную регламентацию многих вопросов собственности в регионе, явным недостатком является отсутствие закона, с помощью которого все действующие нормативно-правовые акты составили бы единый механизм, «работающий» в направлении упорядочения и систематизации отношений собственности*(4). Поэтому в настоящее время осуществляется попытка принять Закон «О государственной собственности в Нижегородской области». Этот законопроект уже прошел обсуждение в первом чтении. 
Одна из бюджетообразующих отраслей экономики — промышленность. В тех регионах, где сконцентрированы предприятия военно-промышленного комплекса, приоритетными направлениями промышленной политики являются конверсия и оптимизация структуры промышленности. И практически во всех субъектах Федерации проводится политика привлечения инвестиций, протекционизма в налоговой и кредитной сфере, развития малого и среднего предпринимательства. Принимаются соответствующие нормативно-правовые акты. На федеральном уровне изданы распоряжения Правительства РФ «О создании в Нижегородской области внебюджетного фонда содействия конверсии» и «О предоставлении администрации Нижегородской области налогового кредита в целях переориентации военного производства предприятий области на выпуск гражданской продукции». Была разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации. Действует Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. 
На региональном уровне подготовлены законодательные акты о прогнозировании и программах социально-экономического развития области, государственной поддержке малого предпринимательства, инвестиционной деятельности и т.п. Значимыми являются законы «О промышленной политике», «О промышленной деятельности», которые определяют промышленные и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики в регионе. Они приняты в Нижегородской, Челябинской и Пермской областях, в городе Москве. В Челябинской области реализована Программа развития предприятий легкой промышленности на 1999 — 2000 гг. и Программа по охране и воспроизводству лесов. Там же действуют постановления Законодательного собрания «О выдаче кредитов» и «О предоставлении поручительства банкам» и др. 
Для решения задач стабилизации экономического роста сельскохозяйственного производства осуществляется финансово-правовое и организационно-правовое обеспечение управления сельскохозяйственными предприятиями. Некоторые регионы принимают комплексные законы, определяющие экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности АПК. Вступили в силу законы Республики Адыгея, Удмуртской Республики, Республики Коми «О государственном регулировании агропромышленного производства», «Об агропромышленном комплексе Рязанской области». Эти правовые акты содержат основные способы государственного регулирования сельского хозяйства. В Костромской и Нижегородской области несколько иная практика решения вопросов регулирования сель?

0
1
0
1
Похожие вопросы
Уголовное право
Мне 18 а девушке 15 и угас был половой акт, что грозит мне если я раннее не судим и если у этой девочки полно таких половых акт с другими
Мне 18 а девушке 15 и угас был половой акт ,что грозит мне если я раннее не судим и если у этой девочки полно таких половых акт с другими
, вопрос №4098606, Марат, г. Москва
Гражданское право
Может ли нотариус проверить, действительно ли есть документ, оформленный у другого нотариуса ы другом регионе РФ?
Может ли нотариус проверить, действительно ли есть документ, оформленный у другого нотариуса ы другом регионе РФ?
, вопрос №4098218, Юлия, г. Краснодар
Нотариат
Встал вопрос: могу-ли подать документы на вступление в наследство в своем регионе, в некоторых источниках пишут, что такое возможно
Добрый вечер. Умерла бабушка, оставила завещание (квартира) на меня (внук) Я в связи с пребыванием в зоне СВО приехать не могу. Бабушка проживала в Сургуте, я сам из Свердловской области (Нижний Тагил). Близится отпуск. Встал вопрос: могу-ли подать документы на вступление в наследство в своем регионе, в некоторых источниках пишут, что такое возможно.
, вопрос №4097229, Анатолий, г. Москва
686 ₽
Автомобильное право
Какой порядок моих действий для этого с учётом того, что я пока ещё нахожусь в регионе, где было совершено дтп, но скоро уеду и нет возможности сюда приезжать?
Виновник дтп скончался на месте(выехал к нам в лобовое столкновение). ОСАГО у него просрочено. Я сам перенес операцию(множественные переломы костей черепа), ещё на больничном. Дтп случилось не в том регионе, где я проживаю. Я не владелец а/м и не водитель. Я пассажир. Хочу получить с РСА компенсационные выплаты в соответствии со ст.18 ФЗ 40 от 25.04.2002 об обязательном страховании. Какой порядок моих действий для этого с учётом того, что я пока ещё нахожусь в регионе, где было совершено дтп, но скоро уеду и нет возможности сюда приезжать?(Дтп - краснодарский край, проживаю - Москва). Спасибо. Пока ещё нахожусь на больничном, идёт лечение. И по приезду домой тоже на работу не сразу выйду.
, вопрос №4097150, Павел, г. Сочи
Военное право
Здравствуйте, собираются переводить служить в другой регион РФ по ротации, до конца моего контракта осталось 7 месяцев, понятно, что меня никто не уволит, но правомерен ли перевод
Здравствуйте , собираются переводить служить в другой регион РФ по ротации , до конца моего контракта осталось 7 месяцев , понятно ,что меня никто не уволит ,но правомерен ли перевод
, вопрос №4097134, Алексей, г. Петрозаводск
Дата обновления страницы 11.03.2018