Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерен ли штраф за неисправный газосчетчик, состояние которого не отражено в акте проверки?
Добрый день.
В соответствии с договором о "тех. обслуживании и ремонте ВГКО и ВДГО" проводилась плановая проверка газового оборудования с предшествующим уведомлением о проведении проверки за 7 дн. до дня проверки. Представитель Исполнителя в рамках договора провел тех. обслуживание оборудования (газового котла и запорной арматуры), результаты которого отразил в приемо-сдаточном акте выполненных работ. При этом в составе ВДГО Заказчика имелся неисправный прибор учета газа (мигание «одинаковых цифр» на табло), вышедший из строя за неделю до прихода представителя Исполнителя, в связи с чем представитель уведомил офис (по тел.) о неисправности прибора, однако в акте выполненных работ данный момент отражен не был и формально имело место нарушение п. 59 (подпунктов «г, д, е») Постановления Правительства РФ от 14.05.2014 N410 – «некорректное отражение результатов проверки в акте».
От Заказчика заявление о неисправности прибора учета Исполнителю поступило непосредственно двумя днями позже дня прихода представителя Исполнителя. При этом в самом приборе учета имеется особенность – «мигает» дата выхода из строя на электронном табло и сохраняются «последние показания» в энергозависимой памяти.
С юридической точки зрения возник вопрос правомерности последовавшего за этим решения компании-поставщика газа о наложении штрафа на Заказчика - оплаты по нормативу потребления газа за 6 мес. согласно п. 28 Постановления Правительства N 410 (выявление неисправности прибора учета газа поставщиком).
Спасибо.
- ТО от 30.10.17.jpg
- ТО от 7.09.16.jpg
Ссылки разумеется должны быть на Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, в первом посте ошибка.
Уточнение.
С юридической точки зрения .... согласно п. 28 Постановления Правительства N 549 (выявление неисправности прибора учета газа поставщиком) в связи с ничтожностью акта, т. к. "акт обследования" составлен с нарушением положений пп. "г-е" п. 59 Постановления N 549.
Примеры актов последнего и предпредпоследнего ТО (в котором счетчик в акте отражен) прикреплены ниже.
Некоторые комментарии.
Прибор вышел из строя за неделю до прихода газовиков. Штраф выписан на сумму порядка 11 тыс. руб. - т. е. плата за "воздух", к тому же логики в самом законе не наблюдается, т. к. выписанный штраф подразумевает под собой плату за "гипотетическое пользование безучтеным газом в N-ом количестве за N-ый период", что в свою очередь по логике должно аннулировать предыдущие платежи по показаниям "неисправного прибора", что, однако в данном законе не прописывается. Также отсутствует механизм доказательств использования потребителем того объема газа, который он действительно использовал, т. к., например, в электронных счетчиках (как например в данном случае) можно определить дату выхода из строя (мигает «П_дата») или последние показания (остаются в энергозависимой памяти).
Из положений того, что на электронном счетчике (данной модели) можно определить дату выхода его из строя и тем доказать, что газовик не мог не видеть неисправность прибора даже при неправильно составленном акте - не умаляет того факта, что в самом акте никаких упоминаний о неисправности прибора учета газа не приводится, а следовательно строго по закону – нарушены правила проведения проверки (пп. «г-е» п.59 Постановления N 549), а следовательно результаты проверки не подпадают под определение «обнаружение неисправности поставщиком» (п. 28 Постановления N 549), а считаются тем, чем отражены в акте (см. Приложение) и следовательно обнаружение и заявление в газовую службу о неисправности спустя два дня после проведения проверки ТО ВДГО (ВГКО) с подписанным актом (без указаний о счетчике, см. первый пост (но извещением по тел. в о неисправности в офис)) считается сделанным абонентом, обнаружившим и сообщившим это раньше поставщика.
Порядок оплаты потребленного газа регламентируется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее — Правила). По общему правилу размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 41 Правил).
В п. 28 Правил установлено, что в случае повреждения целостности пломб или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Установление поставщиком газа в ходе очередной проверки факта неисправности прибора учета потребленного газа является безусловным основанием для расчета количества потребленного соответствующим абонентом газа по нормативу, начиная с момента предыдущей проверки и до момента ввода в эксплуатацию исправного прибора учета потребленного газа.
При рассмотрении споров о взыскании задолженности за газ суды удовлетворяют требования поставщиков газа, если неисправность приборов учета была должным образом зафиксирована (в ходе проверки, в соответствии с Правилами). Ссылки абонентов на необходимость проведения специальной судебной экспертизы, нарушения процедуры проведения проверки (не имеющие существенного характера) судами не принимаются (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 19.04.2016 N 33-7420/2016, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 27.10.2015 по делу N 33-7326/2015, Апелляционное определение Белгородского областного суда от 07.07.2015 N 33-2796/2015, Апелляционное определение Белгородского областного суда от 30.06.2015 N 33-2594/2015, Постановление Президиума Тульского областного суда от 21.06.2016 N 44г-7/2016).
В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»(вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») В случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Из Вашего вопроса усматривается, что Вам в соответствии с договором ТО ВДГО (ВКГО) было проведено техническое обслуживание сотрудниками ГРО а не Поставщиком газа. Само по себе не отражение в акте выполненных работ сведений о неисправности прибора учета газа не является нарушением правил утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 N410 поскольку Ваш Договор ТО ВДГО (ВКГО) скорее всего не предусматривает техническое обслуживание прибора учета газа.
Здравствуйте.
Вы правы в данном случае расчет потребления газа по нормативам за последние 6 месяцев не применим. Как следует из акта проверки каких либо неисправностей не обнаружено. Из предоставленных актов следует, что проверка проводилась одним человеком.
59. Результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения:
а) дата и место проведения проверки;
б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка;
в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность;
60. Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора.
В соответствии с п. 60 акт подписан сторонами, а следовательно имеет юридическую силу.
Основанием для расчета задолженности по нормативам, является акт проверки с выявленными нарушениями, а не телефонный звонок представителя газовой службы в офис, который мог быть сделан за пределами вашего дома, и только потому, что вы ему чем-то не понравились.
Презумпция добросовестности и разумности действий субъектов гражданских правоотношений предполагает, что бремя доказывания недобросовестности лежит на той стороне, которая заявляет об этом, т.е. в данном случае именно на
поставщика газа, законом возложена обязанность по представлению доказательств, подтверждающих правомерность начисления задолженности по потребленному газа по нормативам потребления.
А из изложенного выше следует, что каких либо доказательств вашей недобросовестности у поставщика не имеется.
Добрый день. Евгений, какие шаги можно предпринять для оспаривания решения поставщика по начислению штрафа?
Здравствуйте Тимур.
Для начала письменно обратитесь с претензией в организацию, начисляющую Вам плату за газ, затем с их ответом (если он вас не устроит) можно обратиться в Госжилинспекцию. Но непосредственно защиту ваших прав (в случае если поставщик газа отказывает) осуществляет суд.