8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Какова ответственность сайта отзывов о товарах и услугах за отзывы потребителей?

Хочу сделать сайт для отзывов потребителей о товарах и услугах. Разумеется, отзывы будут не только позитивные, но и критические (в теории, конкуренты специально могут оставлять негативные отзывы). Разумеется, критический отзыв может не понравится продавцу товара или услуги.

Вопрос - как делится ответственность за содержание отзыва между сайтом и пользователем, разместившим отзыв? Возможно ли сайту избежать ответственности по возможным искам продавцов товаров и услуг?

, Александр Партнер, г. Ярославль
Сергей Вишневский
Сергей Вишневский
Юрист, г. Краснодар

Здравствуйте, Александр!

На мой взгляд, если грамотно составить пользовательское соглашение на сайте (Правила сайта), в котором указать, что за достоверность информации и за саму информации ответственность несет пользователь сайта, а также, что администрация только предоставляет площадку для опубликования отзыва, то риски привлечения к ответственности минимальны.

Была практика по похожему вопросу, только там речь шла о форуме, но смысл тот же, сейчас найду.

0
0
0
0

Вот например выдержка из Апелляционного определения Московского областного суда по делу N 33-12887/2014:

18.05.2013 г. в адрес администратора доменного имени Л. направлено требование Роскомнадзора об удалении информации, содержащей персональные данные Ч. с Интернет-сайта.
21.05.2013 г. Л. начальнику управления Роскомнадзора сообщено об удалении информации, указанной в требовании от 18.05.2012 г.
Согласно Правилам Форума его администрация не несет ответственности за содержание сообщений пользователей форума. Участником форума может стать любой гость. Администрация Форума не распространяет личную информацию о других пользователях без их согласия.
Дав оценку, указанным выше фактическим обстоятельствам дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, с учетом правовых норм, регулирующей возникшие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Интернет-сайт ********* и находящийся на немФорум в силу закона не являются средствами массовой информации, регистратор домена Л. не может быть признан распространителем размещенной на сайте информации, так как указанная информация была размещена не администратором доменного имени Л., а неустановленным пользователем Форума «Krickunov». В подобной ситуации ответственность за распространение персональных данных истцов должен нести пользователь, разместивший данную информацию на Форуме. Доказательств тому, что участником Форума «Krickunov» является ответчик Л., суду не представлено.

Распространение персональных данных один из вариантов предъявления претензий, как видно в таких случаях отвечает за это пользователь.

Если же речь идет не о персональных данных, то компании, например, могут предъявлять требования связанные с защитой деловой репутации в случаях, когда в отзывах содержится информация, порочащая деловую репутацию данных компаний. Но даже в этом случае, согласно судебной практике, владельца форума (сайт отзывов по сути тоже самое) привлечь хоть к какой-нибудь ответственности практически невозможно, в особенности, если владелец сайта удалит информацию до фактического рассмотрения дела.

0
0
0
0
Наталья Шелковая
Наталья Шелковая
Юрист, г. Томск

Здравствуйте.

Возможно ли сайту избежать ответственности по возможным искам продавцов товаров и услуг?

Да, возможно.

Например, похожие правоотношения рассматривались в данном деле:

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.2015 N Ф01-1801/2015, Ф01-1802/2015 по делу N А82-1121/2013, в котором суд привлек к ответственности автора, но не информационный ресурс, по следующим основаниям:

В пункте 9 Постановления от 24.02.2005 N 3 предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 152Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Согласно пункту 5 упомянутого постановления надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.
Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации.

В случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.
Что касается ответственности лиц, обеспечивающих размещение информации и доступ к ней на сайтах в сети «Интернет», не являющихся средствами массовой информации, за нарушения законодательства, допущенные при использовании соответствующих ресурсов третьими лицами, то она действующим законодательством не предусмотрена.

Данное положение закреплено также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 18-П.

Исходя из вышесказанного, Вы не должны являться средством массовой информации, и Обязательно закрепить ответственность Пользователя за распространение информации в Пользовательском соглашении.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

0
0
0
0
Александр Романов
Александр Романов
Адвокат, г. Москва

здравствуйте, нужно хорошее пользовательское соглашение.

Вообще, сайт просто предоставляет место для размещения комментов, площадку.

За достоверность несут ответственность пользователи, к ним и должны быть претензии.

Для составления соглашения можете обратиться к любому юристу лично либо заказать документ на сайте.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Законно ли это и как вернуть товар и получить деньги?
Куплен телефон в магазине м видео дистанционным способом, через пару дней нашёл его дешевле и решил вернуть в магазин, там его не приняли а взяли только моё заявление с просьбой возврата денег которое будут рассматривать до 7-10 рабочих дней. Законно ли это и как вернуть товар и получить деньги? Телефон в заводской упаковке, не открывался.
, вопрос №4105807, Сергей, г. Москва
Военное право
Каковы шансы получить негодную категорию и уволиться?
Здравствуйте, могут ли комиссовать с военный службы по контракту, если диагностировали варикоцеле 3-ей степени? А так же он не прошел психологические тесты, и раннее был диагностирован окр, сейчас собирается подтвердить этот диагноз у психиатра и писать рапорт на ввк. Каковы шансы получить негодную категорию и уволиться?
, вопрос №4105608, Арина, Симферополь
Интеллектуальная собственность
Кто несет ответственность юридически за данный товар?
Здравствуйте! Я ИП на УСН. Зарегистрировал товарный знак, слоган, разработал дизайн упаковки. Закупаю товар в Китае. Первые партии товара упаковывал в России, после договорился и мне изготавливают и отправляю товар из Китая уже в моей упаковке. Продаю товар на маркетплейсах, в будущем планирую и в торговых сетях. Являюсь ли я изготовителем или производителем данного продукта? Нужно ли мне регестрировать вид деятельности (ОКВЭД) - производство? Кто несет ответственность юридически за данный товар? Заранее спасибо!
, вопрос №4103627, Юрий, г. Москва
Защита прав потребителей
При приеме этого товара дочь сразу заметила, что не хватает 1 штуки и показала это на камеру в ВБ, но прошло 2
Добрый день. Моя дочь работает в Валдберрис. Ситуация такая - клиент пришел за товаром, дочь выдала, а в заказе вмето 3 шт. вложений - 2. Клиент обвинила мою дочь в воровстве, написав отзыв, что сотрудница вытащила 1 штуку товара. При приеме этого товара дочь сразу заметила, что не хватает 1 штуки и показала это на камеру в ВБ, но прошло 2 дня и эта клиентка опять пришла на пункт выдачи (не в смену дочери) и опять обвинила ее в воровстве. Нас эта ситуация совсем не устраивает. Понимаем, что в полиции хватает работы и посерьезней, но можно ли хотя бы с ней побеседовать? Знаем ее имя и фамилию и где она работает. Спасибо. Вот ее отзыв. Второй раз заказываю один и тот же товар, освежитель полости рта, и второй раз он приходит не в полной комплектации. В заказе вместо 3х единиц товара, то одна, то две. Упаковка нарушена, видно, что вытаскивали из упаковки уже после отправки товара. Думаю, что стоит внимательнее подходить к подбору персонала. Второй раз подсовывать вскрытый товар, надеясь на доверчивость клиентов неэтично.
, вопрос №4103425, Людмила Кириленко, г. Москва
Все
Подскажите что значит пометка в магазине товар от партнера
Подскажите, что значит пометка в магазине «товар от партнера»? В первую очередь, хотелось бы узнать, кто несет ответственность за этот товар: магазин или партнер?
, вопрос №4103107, Анна, г. Калининград
Дата обновления страницы 09.02.2017