Когда ремесло кормит
Когда ремесло кормит
  • Журнал
  • Авторские и смежные права

Когда ремесло кормит

Как начинающему дизайнеру грамотно распорядиться авторским правом
Автор статьи: Смирнова Марина Владимировна Смирнова Марина Владимировна
Автор статьи
Юрист сайта Правовед.RU

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает - тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ). Отделить автора от его произведения невозможно - во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи. Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход. В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение. Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно распоряжаться им и получать вознаграждение.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Читайте также
Агентский договор в опте

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь - будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере. Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре. Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика. И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

Читайте также
Пропиши меня полностью!

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом). Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным. Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться. Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону. При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения. И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор. В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Важно соблюдать коммерческую тайну

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем. С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ). Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

FAQ

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15). По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ). Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру. «Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ). Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Советы начинающим дизайнерам

  1. Начиная трудовую деятельность, по возможности, выбирайте стабильные фирмы, которые утвердились на рынке дизайнерских услуг, имеют постоянных клиентов.
  2. Заключая трудовой договор с работодателем, обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на служебное произведение. Именно оно дает право работодателю обнародовать ваше произведение и использовать его (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).
  3. Работая с заказчиком, не забывайте, что автор «результата интеллектуальной деятельности», это вы, так как создается проект вашим творческим трудом. Авторское право неотчуждаемо.
  4. В дальнейшем, чтобы в полной мере обладать и авторским, и исключительным правом на произведение, вы можете работать самостоятельно по договору с заказчиками.


Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Редактор: Людмила Разумова Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?
В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?
FAQ
Советы начинающим дизайнерам

Вам может быть интересно

N 3-ФЗ ст 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
N 3-ФЗ ст 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
N 3-ФЗ ст 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ ст 15 (ред. от 06.02.2020)
N 44-ФЗ ст 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
Что делать, если не платят зарплату?
Что делать, если не платят зарплату?
Что делать, если не платят зарплату?
4 способа заставить работодателя заплатить!
Досрочная пенсия после пенсионной реформы: какой нужен стаж?
Досрочная пенсия после пенсионной реформы: какой нужен стаж?
Досрочная пенсия после пенсионной реформы: какой нужен стаж?
Требования для досрочного выхода на пенсию по новому закону: таблица 2020 года
Уклониста - в тюрьму!
Уклониста - в тюрьму!
Уклониста - в тюрьму!
Уголовная и иные виды ответственности за неуплату алиментов
Иван Васильевич меняет профессию 2
Иван Васильевич меняет профессию 2
Иван Васильевич меняет профессию 2
Улучшение дисциплины труда работников по-царски