Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
В 2020 году индексация пенсий для работающих пенсионеров рискует стать “кровоточащим фурункулом” для нынешней власти. Всему виной инициатива президента закрепить в Конституции требование об обязательной индексации пенсий. Такое предложение Путин сделал в Послании Федеральному Собранию от 15 января 2020 года. Сегодня индексация по закону предусмотрена только для неработающих пенсионеров, это правило действует с 2016 года.
Инициативы президента быстро обрели облик законопроекта и даже уже были одобрены Госдумой в первом чтении. Во время рассмотрения проекта депутаты как раз подняли вопрос возврата индексации работающим пенсионерам: предусмотрено ли это поправками в Конституцию? Ответ представителя рабочей группы был неоднозначен: мол, Конституция изъятий не предусматривает, они возможны только в федеральном законе. Так что, да, предусмотрено.
Ряд СМИ расценили такое заявление как планы вернуться к практике индексации пенсий для работающих пенсионеров. Но что на самом деле предусмотрено в проекте поправок в Конституцию? Правда ли ежегодный пересмотр пенсий будет проводиться не только для неработающих стариков? Правовед.RU разрушает мифы современного законотворчества!
Что предусматривают поправки в Конституцию?
На самом деле, в проекте поправок в Конституцию нет ни слова об индексации именно для работающих пенсионеров. Там лишь предлагается зафиксировать принципы формирования системы пенсионного обеспечения в России:
«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование», – говорится в проекте.
Порядок же индексации, основания, условия ее проведения для различных категорий пенсионеров, в том числе и для работающих, надлежит определять специальным законом.
«…а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».
Отсылка к федеральному закону не случайна. Дело в том, что Конституция и не должна регулировать вопросы индексации – государственные пенсии и социальные пособия, в соответствии с ней, устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 КРФ). А поэтому регулирование вопросов индексирования пенсий – вопрос компетенции отраслевого законодательства, в частности, ФЗ «О страховых пенсиях». Все, что будет гарантировать новая редакция Основного закона – регулярную индексацию пенсий, а кому ее проводить, когда и в каком объеме, предстоит отдельно определять федеральным законом.
Отсюда первый вывод: предложенные президентом поправки в Конституцию, кто бы и что ни говорил, не могут вернуть индексацию тем, кому ее отменили – эти вопросы регулирует только закон. А он, как вы знаете, однозначен.
Что говорит закон?
Тут все просто: согласно ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», сегодня работающим пенсионерам индексация не предусмотрена. От нее отказались на фоне существенных экономических проблем еще 5 лет назад, последняя индексация пенсий трудоустроенным проводилась в конце 2015 года. Мол, они и сами способны за счет зарплаты компенсировать инфляционные потери покупательной способности выплат от ПФР, в государственной помощи не нуждаются.
С момента ее отмены единственное, за счет чего повышаются пенсионные выплаты работающим пенсионерам – это ежегодный августовский перерасчет с учетом накопленных за год пенсионных коэффициентов и страхового стажа. Но закон, впрочем, не столь строг:
- во-первых, право на индексацию без ограничений восстанавливается уже со следующего месяца, после завершения пенсионером трудовой деятельности;
- во-вторых, уже с первого числа следующего за увольнением месяца пенсионер получает выплату с учетом всех ранее пропущенных индексаций – ПФР должен насчитать и выплатить прибавку к пенсии работающим пенсионерам автоматически, без дополнительных обращений. В момент прекращения работы эти граждане получают всю накопленную за последние 5 лет индексацию.
Получается, что вопрос индексации уже урегулирован в федеральном законе, это и есть тот порядок, на который ссылается проект новой Конституции. Он может быть таким или законодатели его изменят – сути вопроса это не меняет. Но второй вывод уже сделать можно: изложенные в новой редакции Основного закона положения о ежегодной индексации не гарантируют соответствующего механизма и для работающих пенсионеров.
Тот факт, что этот вопрос обозначен в законе, уже и есть уточнением норм Конституции. Принятие поправок в том виде, в котором они предложены, не дает оснований для отмены ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» или признания ее неконституционности. По крайней мере, пока на обратное не указал Конституционный суд – лишь его разъяснение расставило бы все точки над «i».
Почему индексацию не вернут?
Несмотря на общественный интерес к этому вопросу, в правительстве не дали каких-либо внятных разъяснений, чего же пенсионерам ждать. В Минтруда, например, на соответствующий вопрос о возврате индексации, заявляют, что на сегодня она законом не предусмотрена. Изменят закон – будет и индексация, не изменят – не будет, все просто! То же самое говорят и авторы поправок в Конституцию: индексацию вернут только после корректировки федерального закона.
А его изменение в планы президента и правительства пока не входило. И вот почему.
На 1 января 2019 года в РФ, по данным Пенсионного фонда, насчитывалось 9,66 млн работающих пенсионеров. По информации Росстата, их количество по сравнению с 1 января 2016 года сократилось на более чем 5 миллионов человек, в связи с чем достигнуть цели отмены индексации – сокращения дефицита бюджета ПФР, так и не удалось. ПФР продолжает быть зависимым от федерального бюджета.
Поэтому на возврат индексации у Фонда банально нет денег. По заявлениям его руководства, только в 2020 году на восстановление индексации для трудоустроенных потребовалось бы 368 млрд рублей.
«Чтобы восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам в 2020 году нам потребуется 368 млрд руб. Это большие деньги, и таких денег у нас сейчас нет, поэтому мы в своем бюджете исходим из тех законодательных норм, которые сейчас существуют», – говорил в октябре 2019 года Антон Дроздов, действующий тогда председатель ПФР.
При восстановлении индексации с 2021 года потребуется уже 400 млрд рублей, и эти расходы будут расти на 10% ежегодно. Искать пути их финансирования не будут. По сообщению на сайте ПФР, изменений в законодательстве в части возврата к индексации для работающих в 2020 году не предусмотрено. Их даже обсуждать не спешат.
Чаще всего ссылаются, во-первых, на то, что лишение работающих индексации пенсий – нормальная мировая практика. В развитых странах работающим гражданам пенсия вообще не назначается, так как ее цель – компенсация утраченного заработка. Если работа есть, страховой случай не наступил, а значит, и оснований для выплаты пенсии нет. Такой подход попытались адаптировать для России, лишь с той разницей, что отменили не пенсии, а их индексацию.
Во-вторых, в пользу противников возврата к индексации Конвенция 102 Международной конференции труда, ратифицированная РФ в 2018 году. Пункт 3 ст. 26 Конвенции предусматривает возможность национального законодательства приостанавливать пенсионное обеспечение на весь период, пока его получатель занимается оплачиваемой деятельностью.
Резюме
Все сказанное выше свидетельствует лишь об одном: в 2020 году трудоустроенным пенсионерам индексацию не вернут. Поправки в Конституцию, предложенные президентом, не имеют ни таких целей, ни механизмов, и носят скорее декларативный характер. Как и ранее, для возврата к индексации нужна политическая воля, соответствующие законодательные изменения и необходимый объем финансирования. Отсутствие последнего, вероятно, и является самым крупным камнем преткновения.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |